Предыдущий транш МВФ Украина получила в августе 2015 года в сумме 1,7 миллиарда долларов. Этот кредит предоставлен в целях стабилизации макроэкономической ситуации, и находится в составе золотовалютных резервов НБУ. При этом его нельзя использовать на поддержание стабильности курса гривны по условиям соглашения между Украиной и МВФ.
Больше ничего Киев не получил, но до конца 2015 года жил надеждой на транш, который «вот-вот» и «в ближайшее время» поступит после решения Совета директоров фонда. Правда, в повестке дня заседаний директоров МВФ вопрос о предоставлении Киеву очередного транша так и не появился.
После решения правительства Владимира Гройсмана повысить тарифы на газ для населения практически в два раза, это решение кроме главы НАК «Нафтогаз» Андрея Коболева поприветствовал только МВФ. Затем стало известно о прибытии миссии фонда в Киев, где ее работа началась с 10 мая и продлилась до 18 мая т.г.
По результатам пребывания миссии появились очередные заявления украинских чиновников о скором выделении транша. Даже финансисты международного рейтингового агентства Fitch Ratings предположили, что Украина в случае возобновления сотрудничества с МВФ может получить третий транш кредита в объеме 1,7 млрд долларов, уже в июле текущего года.
Помимо этого появился «анонс» очередного предмета приложения сил правительства Гройсмана и МВФ. Кабмин обещает старт работы по пенсионной реформе.
Доктор экономических наук, профессор Алексей Плотников в интервью РИА Новости Украина рассказал о вероятности получения Киевом очередного транша от МВФ.
Алексей, есть ли у Киева перспектива получить 1,7 млрд долларов в виде транша МВФ?
— Я думаю, что Украина получит транш. Вопрос, когда. В июле, августе или сентябре? Но с учетом того, что МВФ технически сложно приостановить программу финансирования, скорее всего, будет выдан соответствующий транш. Иначе фонду пришлось бы вносить изменения в свои планы, потом решать, что делать с деньгами, зарезервированными под транш.
Другой вопрос, нужен ли этот транш Украине, с учетом того, что восемь месяцев мы прожили без кредита? Ведь это ведет к усугублению проблемы задолженности, которая будет выплачиваться неизвестно какими правительствами и поколениями.
Я думаю, что, несмотря на эти вопросы, правительство пойдет на все, чтобы получить этот транш, и он будет выдан. В любом случае, легче формировать доходную часть бюджета привлеченными, «внезапно свалившимися» ресурсами.
Какой ценой это произойдет?
— Пока никто не обнародовал финальный вариант меморандума, мне сложно сказать, на что пойдет правительство ради транша. Возможно, будет повышение пенсионного возраста, возможно — дальнейшее увеличение тарифов. Нужно помнить, что МВФ никогда не работал в интересах граждан любой страны, и ни о какой социальной деятельности МВФ в Украине говорить не приходится.
Минфин РФ потребовал от МВФ включить 3 миллиарда долга по евробондам в программу сотрудничества с Украиной. Пойдет ли на это МВФ?
— Я думаю, что МВФ на это не пойдет. Все-таки, политическая окраска действий фонда присутствует, и поддержка Украины в отношениях с Россией тоже есть. Со стороны как МВФ, так и США решение Украины отказаться от выплаты российского долга, которое в других условиях можно было бы трактовать как дефолт, оно было поддержано и сказано, что нет, не дефолт.
Так что не пойдет МВФ на включение суммы долга России по евробондам в программу сотрудничества, и дальше не интересно обсуждать, как бы повела себя Украина, если бы эти суммы были включены в обязательства перед МВФ.
В Верховную Раду внесены, так называемые «законы МВФ». Имеют ли они отношение к продолжению сотрудничества между Украиной и фондом?
— По Верховной Раде «гуляют» 14 законопроектов, которые связаны с МВФ, но сам фонд не контролирует эти документы. Есть такой маяк в программе сотрудничества как «приверженность курсу реформ» и под эту приверженность правительство пропихивает ряд законопроектов. Сложно сказать, какой из них лоббистский, а какой нет, но, что точно МВФ не визировал весь пакет законов.
А какие перспективы у них на принятие?
— После того, как продавили Юрия Луценко в генпрокуроры, я думаю, что при желании через парламент можно провести все, что угодно. Но будет ли Администрация президента или правительство заниматься протягиванием этих законов, я не знаю.