В начале октября стало известно об инициативе народного депутата Сергея Таруты, который совместно с президентом Ассоциации украинских банков (АУБ) Александром Сугоняко начал информационную кампанию против главы НБУ Валерии Гонтаревой. И не в Украине, а в среде мирового финансового истеблишмента и американской власти.
В ответ НБУ выступил с чересчур эмоциональным заявлением: регулятор обратился в СБУ, Генпрокуратуру и НАБУ с «просьбой открыть уголовное производство в связи с распространением «провокационных материалов с голословными обвинениями главы НБУ Валерии Гонтаревой, сообщает пресс-служба НБУ».
Комитет по вопросам финансовой политики и банковской деятельности Верховной Рады решил обратиться к президенту Петру Порошенко с просьбой освободить Гонтареву от занимаемой должности. По словам главы комитета Сергея Рыбалки, количество претензий, накопившихся к деятельности Национального банка Украины (НБУ), не оставляет другого выхода, кроме как увольнение главы НБУ.
Фракция «Батькивщина» также выступила за увольнение Гонтаревой с должности председателя НБУ. Правда, этот вопрос так и не попал в повестку дня пленарной недели парламента.
Тем временем, в СМИ появился некий план по по улучшению имиджа Гонтаревой в СМИ.
Пиар и еще раз пиар
Интернет-издание «Компромат» опубликовало фотокопию предварительного плана по пиар-мероприятиям, направленным на улучшение имиджа Гонтаревой.
По информации издания, Гонтаревой, которая дистанцировалась от скандала с подборкой материалов, критично оценивающих ее деятельность, которую Сергей Тарута распространил не только в Вашингтоне, но и среди украинских политиков и экспертов, рекомендовали в Админстрации президента занять более активную позицию, и обратиться за помощью к профессиональной команде пиарщиков. По данным «Компромата», организацию процесса контратаки и оплату работы пиарщиков взяла на себя компания ICU — бывшие партнеры Валерии Гонтаревой в лице Макара Пасенюка.
Пока план проходит доработку и согласование, за Гонтареву публично вступилась новый посол США в Украине Мари Йованович.
«Замечательная встреча с главой Нацбанка Гонтаревой сегодня. Решительно поддерживаю ее усилия по очищению украинского банковского сектора», — написала посол в Twitter в пятницу.
К сожалению, встреча двух леди осталась без внимания в выпусках теленовостей и прошлой пятницы, и последовавшего за ней уикенда. Более того, не видно в соцсетях особой поддержки невинно оболганной главе НБУ. Украинский сегмент Facebook, наоборот, демонстрирует редкое в наше время единство мнений в стихийном движении за отставку Гонтаревой.
Цена хорошего имиджа
Эксперты по-разному оценивают стоимость мероприятий, которые могут помочь главе НБУ стать «хорошей» хотя бы в пределах медиа-среды. Не откроем Америки, если скажем, что упоминание конкретной персоны в положительном аспекте в новости информагентства, в статье интернет-издания, в печатных СМИ, на радио и телевидении, как правило, стоит денег.
Если вы созерцаете или читаете пространную и местами подобострастную беседу с чиновником N. о том, кто виноват и что делать, знайте, что интервьюируемый, скорее всего, заплатил за ее появление.
На условия анонимности специалисты-пиарщики рассказали, что когда речь идет о рекламном бюджете, он, как правило, ограничивается суммой, которую заказчик готов потратить на такое мероприятие — от 100 тысяч до миллиона долларов и больше.
Например, выход сюжета на национальном канале обойдется от 7 до 15 тыс долларов, одна секунда на сетевой радиостанции — от 100 долларов. Выход статьи в рейтинговом интернет-издании стоит 5 тысячов у.е, полоса в тиражной газете — 10 тысяч, а в иностранных СМИ — по договоренности.
За привлечение экспертов, которые будут оценивать объект исследований исключительно в положительной плоскости, тоже придется платить.
«Хорошая пиар-кампания может помочь кому угодно. Даже Аресению Петровичу Яценюку. Мы живем в век информационных технологий и мифологической реальности, которая полностью формируется информационными стратегиями. Поэтому, кто угодно может быть обелен или очернен. Это не составляет никакого труда, а просто требует энергии, труда и финансов. Это вопрос денег и квалификации», — отметил представитель рекламного рынка.
По его мнению, смета такой кампании стартует от 100 тысяч долларов. А если она будет сопряжена не только с информационными заявлениями, но и событиями в виде участия «подзащитного» в репутационных мероприятиях, встречах с первыми лицами на западе, это потребует еще сотни тысяч, добавил он.
Дорогое удовольствие
По оценке политолога, руководителя аналитического Центра «Третий сектор» Андрея Золотарева, для более-менее системной кампании, которая была бы заметна в украинских медиа, даже без привлечения телеканалов, цифры начинаются от 200 тысяч долларов.
«Видимо, они изначально решили сэкономить, обратившись в СБУ, пришить государево дело… Эта песня стара как мир, когда любую критику в свой адрес приравнивают к работе на врага, агентуре ФСБ и т. д. Эта песня уже никого не убедит.
А если говорить о фактах, то они налицо: трехкратное падение курса гривны, «банкопад» — это самый наглядный показатель госпожи Гонтаревой. Это — факты, а все остальное — конспирология, в том числе и версия, что все это было заказано.
Дров она наломала с избытком, и это главное. Мне тяжело придумать аргументы в пользу Гонтаревой, но факты налицо», — подчеркнул Золотарев.
По его мнению, «отмыть» Гонтареву добела уже не получится.
«Как поет Бутусов: «Если ты ходишь по грязной дороге, ты не сможешь не выпачкать ног». Это касается и госпожи Гонтаревой. Наверняка ее дорогие угги, в которых она щеголяла в Давосе, изрядно покрылись грязью, и «отстирать» их, даже с помощью затратной кампании, будет делом неблагодарным.
До какого-то момента можно рассказывать сказки о реформе банковской системы, но человек, знакомый с реальной экономикой, прекрасно понимает, что у экономического кризиса в Украине есть конкретные имена и фамилии, в том числе, и главы Нацбанка», — заявил политолог.
«I have a dream»
Острая эмоциональная реакция на брошюру «от Таруты» выглядела необычно на фоне традиционно отстраненного от скандалов поведения НБУ.
Отличительной особенностью стало то, что материалы впервые появились не в Украине, где любые обвинения против «своих» тонут в информационном поле. Тарута представил материалы в США — политикам и представителям Госдепа, а также представителям международных финансовых структур, МВФ и ВБ.
По мнению финансового эксперта, руководителя проекта «Путь к успеху» Андрея Блинова, целью этого было стремление сделать больно лично Гонтаревой. В своем материале Блинов также сообщил, что у главы НБУ были плохо скрываемые амбиции по вхождению в международные структуры.
«Также было стремление сделать больно лично Гонтаревой, у которой есть плохо скрываемая амбиция стать важной начальницей в Международном валютном фонде или другой международной организации.
Ежегодное собрание директоров, куда съезжаются финансовые бонзы со всего мира, — хорошее место для дискредитации. Тем более перед лицом «объекта вожделения». Расчет на истерику оправдался.
Возможно, о брошюре написали бы у нас пару сайтов и рассказал один телеканал, но «на опережение сработал» сам НБУ. Институтская публично обратилась 13 октября к правоохранительным органам (СБУ, Генпрокуратура и зачем-то НАБУ) с призывом открыть уголовные преследования», — отметил Блинов.
«Пресс-служба центробанка тут вдруг позволила дать волю эмоциям, написав: «Вопиющий случай беззаконности и произвола, связанный с распространением фейковой информации в Вашингтоне, не должен оставаться безнаказанным». Скандал разогрели, и парламент всерьез готов рассматривать вопрос об отставке Гонтаревой», — добавил эксперт.
Блинов напомнил, что «профильный парламентский комитет уже высказал вотум недоверия (там и вовсе разработан концепт денежно-кредитной политики, перпендикулярный тому, что проповедует Гонтарева), а к числу критиков главы НБУ примкнула Нина Южанина — не последний человек в БПП и тоже давний бизнес-соратник пятого по счету президента Украины».
Представитель украинских финансовых кругов, в свою очередь, отметил, что Гонтарева всегда относилась к Международному валютному фонду с пиететом.
«Это ее представление о высшем свете — топ-банкиры, крупные чиновники международных организации, и в первую очередь — МВФ. Ее там хорошо воспринимают, она ведет личную переписку с ними. Хорошо, что человек так любит свое работу, которая состоит в том, чтобы поддерживать с ними отношения, это часть ее профессиональных обязанностей. Это нормально», — отметил собеседник агентства.
Фраза из культового фильма «Хвост виляет собакой»: «Реклама, реклама, реклама… Президент — это товар» как нельзя лучше описывает главный парадокс нынешнего информационного мира. Мы верим тому, что написано, но кто и с какой целью это делает, как правило, не догадываемся.