Чиновники Минсельхоза намерены добиться того, чтобы россияне стали потреблять столько мяса, молока, сахара и фруктов, сколько рекомендуют ученые. Пока «научной» норме потребления соответствуют только два продукта — хлеб и картошка, а в остальном мы отстаем даже от братской Белоруссии. Эта печальная статистика была во вторник озвучена на международной конференции, посвященной продовольственной безопасности.
О том, что россияне питаются слишком скудно, заявил директор ВНИИ экономики сельского хозяйства Иван Ушачев. За основу расчетов берется норматив, разработанный Институтом питания РАМН, и получается, что россияне активно налегают на картошку и хлеб, а всех остальных жизненно необходимых продуктов потребляют намного меньше, чем нужно.
— Но даже эти (официальные. — «Известия») нормативы можно считать заниженными, — признался Ушачев.
По его словам, россияне ежегодно съедают не более 70% «положенного» мяса и выпивают не более 60% «положенного» молока. С фруктами и ягодами дела обстоят не лучше — мы потребляем лишь две трети от нормы. Размер потребления, надо отметить, напрямую зависит от благосостояния потребителя. Богатые россияне съедают в 2,2 раза больше овощей и рыбы, чем бедные, мяса и мясопродуктов — в 2,5 раза, а фруктов и ягод — почти в 4 раза.
Все эти печальные факты отражены в доктрине продовольственной безопасности России, которая в конце года должна быть представлена президенту Дмитрию Медведеву. Но это только часть документа, так сказать, жалобная «прелюдия».
Основной посыл доктрины — необходимость полностью освободиться от импортной «зависимости». Но пока об этом остается только мечтать. Как заявил во вторник глава Минсельхоза Алексей Гордеев, доля импортного мяса на рынке составляет 41%, а молочных изделий — 27%.
Как выйти из сложившейся ситуации? Для этого документ содержит массу «рецептов». Это и расширение посевных площадей, и увеличение урожайности, и модернизация сельскохозяйственной техники, и развитие «социалки» на деревне, и развитие транспортных и торговых сетей на селе.
— У нас есть все ресурсы для того, чтобы решать проблему обеспечения населения в городах и сельских территориях в ежедневном режиме продовольствием — и прежде всего за счет отечественного производителя, — заверил Гордеев.
От себя добавим, что просто решить «проблему обеспечения населения продовольствием» нам недостаточно. Одно дело питаться только картошкой и хлебом, другое — разнообразить свой рацион мясопродуктами, молоком, яйцами, плодоовощной продукцией. Конечно, есть государства, где потребление этих «деликатесов» и вовсе сведено к минимуму. Например, в нищем Таджикистане на душу населения в год приходится… 14 кг мяса. А вот в соседней Белоруссии этот показатель будет побольше, чем у нас, — 61 кг против 58 кг (кстати, молока белорусы выпивают тоже больше — 259 кг против 239 кг).
Минсельхоз спасает урожай
Во вторник глава Минсельхоза Алексей Гордеев похвастался президенту Дмитрию Медведеву, что в этом году Россия собрала рекордный урожай зерновых — более 100 млн тонн в чистом весе.
— У нас хорошие показатели, говорящие о том, что полностью будут обеспечены все потребности России, как в продовольственных, так и фу-ражных целях, — подчеркнул Гордеев. Кроме того, 20-25 млн тонн зерна страна отправит на экспорт.
Медведев, в свою очередь, поинтересовался, сумеют ли крестьяне сохранить урожай. Из-за рекордного объема зерна цены на него обрушились, поэтому производители придерживают пшеницу в элеваторах. Как бы не сгнила.
— У нас есть проблема в Централь-ном округе, где большое количест-во зерна, — признался Гордеев. Но тут же пояснил, что Минсельхоз намерен перебросить это зерно в другие регионы России, «где развивается животноводство».
«Голодный» миллиард
Число голодающих на планете в 2009 году может превысить 1 миллиард человек, заявляет ООН. Всему виной — безудержный рост мировых цен на основные продукты питания: только за последний год продовольствие подорожало на 40%.
В начале 2008 года в мире голодало не менее 925 миллионов человек.
— Но с тех пор по меньшей мере еще 44 миллиона человек по всему миру пополнили ряды голодающих, — констатирует независимый эксперт Совета по правам человека при ООН Оливер Де Шуттер.