Иран существенно усилил свое присутствие в бассейне Персидского залива и Аравийского моря, создав новую военно-морскую базу в устье Персидского залива. Расположена база в порту города Джаск, что в 1700 км к югу от Тегерана, чуть восточнее стратегически важного Ормузского пролива.
Выступая в эфире радиостанции «Голос Исламской Республики Иран», командующий военно-морскими силами страны адмирал Хабиболла Сайяри заявил, что Иран создает новый рубеж обороны, который при необходимости позволит ему блокировать проникновение в Персидский залив любых вражеских сил. При этом специально подчеркивается, что расчет делается не на регионального, а на внешнего противника.
Что выигрывает Иран от создания в Джаске своей военно-морской базы? Для начала — немного географии. Ормузский пролив – это узкий, стратегически важный морской коридор, соединяющий Персидский залив с Оманским заливом, откуда выход уже напрямую в Индийский океан (через Аравийское море, является его частью). Северное побережье пролива принадлежит Ирану, а южное — Объедин ённым Арабским Эмиратам и анклаву Омана. Протяженность пролива — 195 километров, ширина в самом узком месте – около 54 километров. Глубина достигает 229 метров. В проливе выделены два транспортных канала шириной примерно по 2,5 километра каждый. Между ними — 5-километровая буферная зона. На настоящий момент Ормузский пролив является единственным морским путём, позволяющим экспортировать арабские газ и нефть в третьи страны, в частности — в США.
По данным Подразделения морской статистики Lloyd's в 2006 году через Ормузский пролив проходило около 33% глобального экспорта сырой нефти по морю. А если учитывать и нефтепродукты, то на долю пролива будет приходится уже примерно 40% глобального морского экспорта.
Итак, со стратегической точки зрения, кто контролирует пролив – тот владеет ключом и от Персидского залива, и от поставок энергоносителей в третьи страны.
По мнению ряда военных экспертов, создание Ираном такой базы может преследовать цель военно-морского присутствия напротив Оманского и Аденского заливов. Там дежурят израильские подводные лодки класса Dolphin. На фоне бряцания оружием в адрес Ирана такой ответ выглядит логичным. Напомним, в начале июня Израиль провел масштабные учении своих ВВС, сценарием предусматривалось нанесение бомбового удара по иранским ядерным объектам. Заместитель израильского премьер-министра Эхуда Ольмерта Шауль Мофаз в интервью газете Yediot Aharonot прямо заявлял о готовности Израиля нанести удар по Ирану.
Есть точка зрения, что новая база создается как противовес военно-морским силам НАТО, действующих у побережья Сомали, что Тегеран рассматривает как потенциальную угрозу для своих морских коридоров и маршрутов поставки нефти. Основания для этого есть, и связаны они, помимо прочего, еще с одним немаловажным проектом. В сентябре министр нефти Ирана Голямхосейн Ноузари заявил, что ряд компаний из европейских и прикаспийских стран объявили о своей готовности участвовать в строительстве трубопровода Нека – Джаск. Трубопровод будет транспортировать сырую нефть, добываемую прикаспийскими странами, на побережье Оманского залива, и свяжет их с международными нефтяными рынками. Предполагается, что строительство будет завершено в четырехлетний срок, и по трубопроводу ежесуточно будет прокачиваться 1 млн. баррелей нефти. Заместитель министра нефти по международным вопросам Ногрекар Ширази в свое время подтверждал намерения России и Казахстана участвовать в строительстве нефтепровода Нека – Джаск.
Транспортировка нефти из прикаспийских стран в Иран – серьезный удар по проекту «Баку — Джейхан», в котором кровно заинтересованы США. Нефтепровод из азербайджанского Баку в турецкий Джейхан через Грузию был торжественно открыт 13 июля 2006 года; предполагается, что в дальнейшем нефтепровод будет продлён до восточного побережья Каспийского моря и по нему будет перекачиваться нефть и из Казахстана.
Основная цель строительства нефтепровода заключалась в создании канала транспортировки нефти из Азербайджана (а впоследствии и Казахстана) на мировые рынки в обход России. Лоббировали и финансировали проект США и Великобритания, выдвинувшие в качестве обоснования идею диверсификации маршрутов экспорта энергоносителей ради стабилизации мирового энергетического рынка.
И вот теперь – планы строительства нового канала транспортировки каспийских энергоносителей через Иран, да еще с возможным участием Казахстана. Поскольку Джаск оказывается конечным пунктом в маршруте будущего трубопровода, создание военно-морской базы в городе тем более оправдано – нужно обеспечивать безопасность этого канала.
Правда, эксперты не ожидают возможных ударов по Ирану в ближайшие месяцы. Президент США Джордж Буш, охладив пыл Израиля, сравнительно недавно заявил, что не поддержит его в намерении нанести удар по Ирану и не изменит этой позиции до конца своего президентского срока. Но, во-первых, Бушу уже недолго быть президентом, а интересы США в данном случае вряд ли зависят от того, кто возглавит Белый Дом после выборов. Во-вторых, как показывают события, «энергетическая» борьба, которая идет рука об руку с геополитической, только обостряется. В такой ситуации лишняя военно-морская база Ирану не помешает.