Главная » Экономика » «РФ не допустим»: председатель ФГИУ Билоус о «большой приватизации» в Украине

«РФ не допустим»: председатель ФГИУ Билоус о «большой приватизации» в Украине

Кабинет Министров принял решение об условиях приватизации 99,6% Одесского припортового завода.

Формирование цены ОПЗ должно происходить по принципу аукциона. Кроме того, приватизация должна пройти публично и быть максимально прозрачной. Конкурс пройдет только при наличии не менее двух участников (один из которых – нерезидент), к торгам не будут допускаться компании из РФ.

Заметим, что конкурс по продаже Одесского припортового завода уже проходил в сентябре 2009 года. Его выиграла связанная с Игорем Коломойским компания «Нортима», однако украинская власть отменила его итоги, считая цену заниженной и обвинив участников конкурса в сговоре.

Одесский припортовый завод — второй по величине производитель аммиака и карбамида и третий — по выпуску азотных удобрений в Украине. Предприятие также осуществляет перегрузку химической продукции, поступающей из стран СНГ на экспорт.

Завод является монополистом на общегосударственном рынке специализированных услуг по приему, охлаждению и перегрузке аммиака.

Подробнее, как проходит подготовка к приватизации ОПЗ, в эфире радиостанции Голос Столицы рассказал председатель Фонда госимущества Игорь Билоус.

У нас осталось две недели до аукциона крупнейшего на этот год государственного предприятия под приватизацию, это Одесский припортовый завод. На днях вы сообщили, что серьезно интересуются заводом 7 покупателей. Вы можете рассказать нам, кто они, откуда?

Далее все эти документы, которые сдаются, квалификационной комиссией пересматриваются. Она состоит из представителей фонда госимущества и представителей правоохранительных органов и наблюдателей. Наблюдатели, как правило, это представители международных организаций. То есть это наши финансовые доноры, то есть USID, ЕБРР, наблюдателей может быть достаточно. Возможно, у них будут какие-то дополнительные советы по увеличению прозрачности.

На самом деле, процесс довольно прост и отточен, они представляют конкретные документы, мы смотрим на те документы, советуемся с антимонопольными, с другими правоохранительными органами и принимаем решение относительно допуска или недопуска тех людей к аукциону, который состоится 26 числа в 11.00 утра.

Обещали не допустить российские компании…

— Нет российских компаний.

А еще обещали не допустить оффшорные компании, есть такое примечание, процитирую: «которые не одобрены государством, противоречат законам Украины, не могут объяснить происхождение средств и не могут назвать своего конечного бенефициара». Попытки этого всего перечисленного попасть на конкурс были?

— Меня радует тот факт, что прозрачность нашей приватизации все-таки определенного уровня достигнута. Недаром наш веб-сайт на сегодняшний день Госкомтелерадио объявило одним из наиболее прозрачных, наиболее прозрачным.

Мы действительно разместили всю информацию на веб-сайте на нескольких языках, это все можно вычитать. Все те, кто хотели сделать эту попытку, они поняли, что это лишь бесполезная трата времени и денег, соответственно у нас таких кандидатов нет. У нас полностью весь набор иностранных инвесторов с первоклассными документами и собственниками.

Действительно нет оффшорных компаний, которые запрещены украинским законодательством, действительно нет российских компаний, действительно нет украинского олигархата.

И не пытались они как-то пролезть?

— И не пытались. Вы знаете, что у нас продолжаются судебные процессы с господином Фирташем, и судебные процессы с господином Коломойским, разные вещи… но в принципе все они на тему ОПЗ, поэтому оптимизма это не добавляет, но мы привыкли бороться и будем дальше отстаивать свою позицию в судах.

Еще в конце марта Стокгольмский арбитраж Фирташ выиграл и удовлетворили представление, процитирую заявление группы ДФ: «воздержаться от отчуждения или отягощения любым образом своих необоротных активов». Эту ситуацию вообще как-то уладили?

— На самом деле, это их требование абсолютно коррелирует с нашим законом о приватизации, поскольку мы тот объект, который готовится к приватизации, не имеем права отчуждать любые активы движимые и недвижимые. Поэтому никто и не собирался отчуждать эту всю недвижимость. На самом деле, они хотят, чтобы украинские суды признали тот иск стокгольмского суда и дальше продвигаться по той претензии, которую они имеют к ОПЗ и до того долга, который есть.

Долг на самом деле действительно признан и международными аудитами и украинской аудиторской службой, и уже стокгольмским судом. Вопрос не в долге – это хозяйственный долг, который каким-то образом выплачивается, реструктуризируется, это уже вопрос десятый. То есть никто же не говорит, что долга нет. Долг есть, инвесторы об этом знают, они об этом читают. Более того, инвесторы могут это все изучить, могут дистанционно посмотреть все документы, мы предоставляем им возможность посетить предприятие, поговорить с менеджментом, встретиться с первыми лицами страны, в министерствах, ведомствах и так далее.

Как вам такая схема: покупают австрийцы или канадцы. И они договорились с некоей российской компанией, буквально за неделю они перепродают.

— Они не могут продать без разрешения Фонда госимущества в течение всего инвестиционного периода, период инвестиционных обязательств: пять лет. То есть любое действие по отчуждению имущества должно быть согласовано с ФГИУ. Это будет прописано в договоре купли-продажи. Нарушат — заберем актив.

А еще какие-то есть условия, которых нужно придерживаться?

За инвестора борются другие страны, экономики которых развиваются – и африканские страны, и Бразилия, и Аргентина и т.д. Мы ничем не лучше, и это надо учитывать. На самом деле мы действительно продаем хорошие активы. Возможно, время не совсем правильное. Возможно, будет немножко лучше время и этот актив будет дороже.

Вопрос в том, будут ли инвесторы, потому что надо учитывать конъюнктуру этой отрасли в целом. Если на сегодняшний день никто не продает активов, как Одесский припортовый завод, то завтра может быть больше активов на продажу. Смотрят на этот объект специфические стратегические инвесторы, которые имеют объекты в других странах мира. И это не суперразвитые страны, это такие страны, как Африка, Ближний Восток и Азия и т.д., где есть большие проблемы.

Объект у нас классный, возможно, он не супермодный, но он классный. Команда менеджеров — супер, то есть у нас технических поломок нет. Коэффициент эффективности — один из лучших, экология — одна из лучших. То есть наша проблема не столько в заводе, сколько в макро и микро.

Мы должны убедить сегодня иностранного инвестора поверить в Украину, в том, что мы продадим прозрачно, что правительство будет поддерживать иностранного инвестора от всех невзгод, которые его могут постигнуть.

У нас большой пункт – энергетика. Это 11 крупных объектов — центрэнерго, 6 облэнерго и четыре ТЭЦ. Кто ими интересуется?

— Центрэнерго в этом году не будет, потому что мы только начали его готовить, мы не успеем его подготовить, предложить на продажу. Соответственно, мы говорим о 6 контрольных пакетах облэнерго – это Тернополь, Хмельницкий, Харьков, Николаев, Запорожье, Черкассы и четыре теплоэлектроцентрали, которые находятся в Одессе и Херсоне, Николаеве и Одессе, если я не ошибаюсь. Эти все объекты на стадии подготовки.

Мы идем по графику, и уже в октябре вы увидите, надеюсь, если не будет больших форс-мажоров, приватизацию первых двух облэнерго. Проведя инвестиционную конференцию достаточно недавно энергетическую, мы увидели, что есть довольно интересный спрос и интерес со стороны крупных иностранных инвесторов.

Я не говорю, что нет спроса и интереса от украинских. Здесь мы говорим о меньших суммах в этих объектах, то есть там оценки будут варьироваться от 20 миллионов долларов за пакет до 70-80 миллионов долларов за пакет. Это совершенно неподъемные деньги как для национального бизнеса, так и международного.

Названия сказать не можете?

— Интерес есть от итальянцев, это большая государственная компания, от французов — большая государственная, от венгров — крупная государственная компания, от индусов, от турков, даже японцы были.

То есть было примерно 80 участников, были даже институциональные инвесторы, то есть они даже не профильные, но им интересно инвестировать в естественные монополии. Основной вопрос в приватизации энергетики – регулирование и будущая либерализация.

А мы можем быть уверены, что их не выкупят олигархи, которые прикрываются оффшорами?

— Во-первых. Список оффшоров, которые не допускаются к приватизации, определен Кабмином. Среди них нет Кипра. Все украинские инвесторы, которые работают через Кипр, смогут участвовать. Но мы придерживаемся правила равного доступа к информации, к участию в аукционах, соответственно, будет достаточно сильная конкуренция.

В этом году в ФГИУ планируют получить свыше 17 миллиардов гривен от приватизации, но за первые полгода получили 0,15% от запланированного. Почему так случилось?

— Потому что основная сумма поступит от ОПЗ и шести облэнерго. Все правильно. Мы все интересуемся большими приватизациями. Это облэнерго, это все на слуху. Но я разочарую, сказав, что 90% нашей работы – это, действительно, малая приватизация, то есть, магазинчики недостроенные, публичные туалеты, которые мы продаем.
Это никому не интересно на самом деле, но мы сделали прорыв с тем, что поменяли функционал процедуры, сделали электронные аукционы, ввели в действие аукционы без объявления цены, голландские аукционы и в том году мы провели гораздо больше этих аукционов без вмешательства человека.

Объявления без цены – что это такое?

— Есть небольшие активы, нацеленные на украинского предпринимателя. Когда мы выставляем актив, например, на украинском аукционе на него нет покупателя. Далее мы выставляем, проведя несколько операций, если нет покупателя на голландский аукцион, спускаемся до определенного предела, до гарантийного платежа, что составляет 10-20% от начальной цены.

Если даже в случае этого нет покупателя, то мы выставляем без цены и ждем покупателя, сколько кто предложит.

А что еще так продается?

— Недострои разные, много объектов незавершенного строительства, которые фактически брошены. Объектов малой приватизации у нас больше 3 тысяч только в Фонде госимущества. На самом деле Украина и правительство обременены объектами, которые должны быть проданы еще 10 лет назад, они влекут за собой обязательства или по заработной платы, либо по пенсии, либо за свет, либо за воду и т.д. Это миллиарды гривен, которые государство каждый год теряет.

Поэтому задача № 1 – избавиться от этого актива, это фактически пассив. Цена здесь вторична. Надо, чтобы предприниматели, инвестируя деньги, создавали нормальные объекты и рабочие места, платили налоги. И масштабная работа проводится, мы провели более 160 аукционов. Эффективность небольшая, где-то порядка 9%.

В собственности государства 3,5 тысячи объектов. Из них 1700 – те, что приватизации не подлежат. Минэкономики заявили, что хотят порезать тот список. Что там за объекты?

— 3,5 тысячи предприятий. Около 1700 предприятий – это не предприятия, это хлам, который нужно ликвидировать. Порядка 1500 предприятий должны пойти на приватизацию, около 100 предприятий должны остаться в государственной  собственности и кое-что должно остаться в министерствах для регулирования бизнес–деятельности страны.

Предприятия, запрещенные к приватизации, их где-то 1400. На сегодня у нас есть закон в ВР, который пытается освободить от запрета порядка 391 предприятие, среди них, например, «Укрспирт», спиртово-водочная отрасль. Дальше там есть портовая индустрия. Государству не нужно держать все эти порты. Есть маленькие порты, которые, наверное, надо продать – Скадовск, Бердянск, Херсон. Это небольшие, системные порты, которые обеспечивают грузооборот.

Говоря о таких портах, как Южный, Ильичевск, Николаевский порт, Октябрьский порт, мы, конечно, рассматриваем несколько моделей и больше всего склоняемся к концессии портов или терминалов. На сегодня ЕБРР выделил средства, сейчас отбирается юрист, который напишет этот закон по всем международным стандартам, будет использовать закон для такого имущества и имущества муниципалитета и в областных советов. Мы говорим о земных, нормальных предприятиях, которые давно должны быть переданы частному владельцу для эффективного управления.

К слову, определенная Кабмином стоимость приватизации «Одесского припортового завода» (ОПЗ) является комфортной для украинского бизнеса и отвергает предложения МВФ и ЕБРР. Об этом в эфире радиостанции Голос Столицы заявил профессор, доктор экономических наук Сергей Якубовский.

«Нафтогаз» намерен впервые через аукцион купить газ у частных добывающих компаний. По мнению эксперта Дмитрия Марунича, настораживает цена, поскольку она ниже импортного пакета. В то же время, в Украине упало потребление газа, и некоторым компаниям просто некуда сбывать свой ресурс.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Просчёты ЕС и США привели к росту цен на дизельное топливо

Цены на дизельное топливо в Соединенных Штатах достигли исторического максимума, вызвав удивление даже в контексте растущей стоимости сырья. В США, стоимость дизеля поднялась выше отметки в 140 долларов за баррель, и подобный рост также отмечен в Европе.