Трейдеры не наживаются на подорожании сжиженного газа. Рост цен на сжиженный газ — не в их интересах. Так считают эксперты. А основной фактор роста цены на газ в Украине — это его дефицит. Тем не менее Антимонопольный комитет уже начал проверять, почему цены на сжиженный газ поднялись.
О последствиях повышения цены на газ в эфире радиостанции Голос Столицы рассказал директор консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн.
Как вы считаете, почему цена на газ поднялась?
— В связи с тем, что бензин дорожает, кризис, платежеспособность населения упала, и популярность сжиженного газа возросла очень существенно. Мы видим, сколько машин переоборудуются на газ. И это привело к настоящему буму потребления, который настолько серьезный, что вот этим летом даже не удалось его полностью спрогнозировать. Соответственно трейдеры привезли топлива согласно своим ожиданиям, а реальность оказалась несколько выше. Поэтому мы видим определенный ажиотаж на рынке оптовых продаж, и именно он приводит к тому, что выросла закупочная цена, соответственно, она в дальнейшем перешла уже и на автозаправочные станции.
Не получится ли обратной ситуации, что из-за подорожания газа упадет спрос на него?
— Подмечено, и не только в Украине, что привлекательность сжиженного газа сохраняется, пока его стоимость не превышает 50% от стоимости бензина. То есть, если у нас сегодня топливо на колонках бензина где-то 22-24 грн за литр, то такой предел по газу получается порядка 11-12 грн, значит, он не будет перейден. То есть цена останется в пределах 11 грн.
А дальше не пойдет?
— Дальше, скорее всего, не пойдет. Думаю, потом начнется откат, поскольку, как показывает практика, сейчас трейдеры проморгали проблему — не привезли, это приводит к тому, что сейчас все накупят много газа, и цена на него начнет потом падать. Соответственно, наверное, в августе пойдет откат в обратную сторону, поскольку газа будет много, и этот мини-кризис будет пройден.
Президент ассоциации объединения операторов рынка нефтепродуктов в Украине Леонид Косянчук говорит, что легальные автозаправочные станции, которые платят все налоги, на газе практически не зарабатывают, в отличие от нелегальных заправок. А не выгодно ли тогда автозаправочным станциям, которые работают по белому, сделать все, чтобы газом стало невыгодно заправляться, и люди вновь перешли на бензин?
— Действительно обговаривался вариант повышения акцизного сбора на газ, чтобы остановить переток бензиновых клиентов в газовые, тем самым сохранить рынок, сохранить какое-то равновесие. Потому что относительно бензина более-менее ситуация благополучная с точки зрения уплаты налогов, но потребитель уходит в газ, и к добросовестным заправочным сетям не возвращается. Он уходит к нелегальным, которые предлагают газ дешевле. Но все равно пришли к выводу, что для людей это является хорошим выходом сэкономить, в принципе, для бизнеса — это тоже хорошо, потому что сохраняется потребление топлива. Нужно сосредоточится на решении проблемы уплаты налогов.
Вслед за таким ростом цены на газ, не увидим ли мы рост цены на бензин?
— Нет, это не связанные между собой абсолютно вещи. Сжиженный газ хоть и является тоже продуктом нефтепереработки, но цены на него идут, скажем так, в фарватере цен на нефть. Но эти рынки все равно достаточно автономны.
Ранее эксперт по энергетическим вопросам Юрий Корольчук заявил в эфире «ГС», что для того, чтобы не сорвать транзит газа в ЕС, Украине придется закупить 3-5 млрд кубометров газа у РФ.
Эксперт по вопросам энергетики Валентин Землянский в эфире радиостанции Голос Столицы заявил, что каждая тысяча кубометров газа из РФ дешевле европейского минимум на 32 доллара.