Пока ОПЗ простаивает после аварийного отключения газа, Фонд госимущества нашел «гениальное» решение в вопросе, как приватизировать завод. Оказывается, нужно всего лишь сыграть на понижение.
Торг уместен?
Приватизация Одесского припортового завода получила скандальный информационный фон после срыва торгов по продаже объекта. Ни один инвестор не подал заявки на участие в конкурсе, чтобы приобрести такой перспективный объект как ОПЗ — второй по величине производитель аммиака и карбамида и третий — по выпуску азотных удобрений в Украине. Глава ФГИ Игорь Белоус намекал на высокий интерес к приватизации: то пять, то ли семь мировых компаний просто не могли дождаться, когда же откроются торги, чтобы прикупить ценный актив. Но, как оказалось, главным тормозом на пути успешной приватизации стала стартовая цена предприятия. По словам главы ФГИ, она была очень высокой при существующей задолженности в 200 млн долларов перед структурами, подконтрольными Дмитрию Фирташу. Об этом долге, правда, было известно задолго до объявления конкурса, но тогда он не был преградой.
Поэтому новый конкурс по продаже ОПЗ, который может состояться в конце октября – начале ноября, будет проходить при более низкой стартовой цене.
«Мы ожидаем завершить нашу подготовку по определению новой цены и объявление до 10-15 сентября, и тогда же объявить новый конкурс для того, чтобы провести аукцион в последние дни октября или в первые дни ноября», — сказал Билоус. По его словам, ФГИУ принял решение существенно снизить стартовую цену, чтобы привлечь покупателей. Он допустил, что цена может быть снижена вдвое. При этом прежняя цена ОПЗ уже включала значительный дисконт. Билоус также заявлял, что реальная цена предприятия составляет более 1 миллиарда долларов.
Кстати, до прекращения поставок газа на завод предприятие работало успешно и показывало прибыль за период 2015 года. А прибыльное предприятие, с одной стороны, глупо продавать, а с другой, если все-таки продавать, то по цене не меньше чем годовой объем полученной прибыли.
Кому выгодно?
Государственный бюджет мало что выиграет от снижения в два раза стартовой цены продажи завода. За счет продажи ОПЗ планировалось, в основном, выполнить плана поступлений в госбюджет от приватизации в 2016 году. А в случае продажи иностранному инвестору (по условиям конкурса минимум один нерезидент), то поступления были бы в валюте, что могло бы дополнительно стабилизировать курс гривны, и, таким образом, поддержать наметившийся экономический рост.
По мнению финансового эксперта, руководителя проекта «Путь к успеху» Андрея Блинова, первоначальная цена на ОПЗ не была завышена.
«В прошлом году объем валовой выручки завода превысил 11,1 млрд грн, и он сопоставим с ценой приватизации завода. Я знаю мало случаев, когда завод продается, будучи конкурентоспособным, прибыльным, и чтобы он стоил меньше своего годового оборота. Поэтому говорить о том, что цена в 13 млрд грн так уж завышена, пожалуй не стоит. Предприятие прибыльное, около 270 млн долларов за 2015 год. Мне кажется, но начинать нужно не с прибыльных, а с убыточных предприятий», — подчеркнул Блинов.
В то же время, по словам эксперта общественной организации «Публичный аудит» Владимира Торчинского, законодательство о приватизации государственного имущества предусматривает возможность рассматривать вопрос о снижении стартовой цены.
«Но если мы смотрим историю приватизации даже за этот год, то по другим объектам, менее привлекательным, изначально снижение происходило на 10-15%, но никак не в половину. И с учетом того, что даже глава Фонда оценивает ОПЗ в 400-450 млн долларов, то от первоначальной цены, на которую не пришла ни одна заявка, это никак не половина. Это и есть те 10-15%, на которые можно делать скидку», — пояснил Торчинский.
В свою очередь экс-глава Фонда госимущества Александр Бондарь в эфире радиостанции Голос Столицы заявил, что Одесский припортовый завод, который является монополистом по перевалке аммиака в регионе, не может стоить всего 250 млн долларов.
«Ситуация с точки зрения интересов государства абсолютно абсурдна. Вместо того, чтобы поднимать инвестиционную привлекательность украинского имущества, а затем диктовать условия покупателям, все делается наоборот: инвестиционная привлекательность падает, а инвесторы диктуют условия, на которых мы будем продавать им объект», — отметил Бондарь.
«Я думаю, что есть желающие за бесценок купить. И я уверен, что это не иностранные известные инвесторы, потому что у них, во-первых, желания нет, во-вторых, у них достаточно денег. Если бы у них было бы желание, для них бы цена ОПЗ 500 млн долларов, по которой завод изначально выставили на аукцион, это копейки… Если они считают, что ОПЗ, который является супермонополистом по перевалке аммиака в этом регионе, стоит всего 250 млн долларов, то для меня это полный абсурд, потому что это не инвесторы, это, скорее, какие-то приближенные к власти олигархи, новые или старые, которые хотят его просто забрать за копейки», — добавил он.
Победитель уже известен?
Фонд госимущества торопится продать завод в ущерб интересам государства. Ведь приватизация объекта госимущества, который приносит прибыль, должна происходить с «плюсом», а не по принципу, возьмите за бесплатно.
Тем не менее, в истории с приватизацией ОПЗ все поставлено с ног на голову. Цену за успешное работающее предприятие хотят занизить вдвое. И при этом ничего не делается для разрешения ситуации с судебными решениями, которые запрещают продавать предприятие. В такой ситуации ни один иностранный инвестор не будет покупать объект хоть и вполовину дешевле. А вот украинские олигархи — с удовольствием.
Первый замдиректора ОПЗ Николай Щуриков отмечает системные действия одесской власти по снижение стартовой цены аукциона по продаже завода.
«Явно прослеживается целенаправленная работа по понижению стоимости ОПЗ. Все это происходит при активном участии реформатора Саакашвили, который использует НАБУ и САП, но это тема для отдельного поста. Осталось только узнать имя счастливого покупателя ОПЗ, который приобретет завод на 50% дешевле, а это 250 млн. дол. США вместо анонсированных 500 млн. дол. США», — написал Щуриков на своей странице в Facebook.
Интерес к заводу ранее обозначили олигархи Игорь Коломойский и Дмитрий Фирташ. Последний в Украине давно не появляется, в отличие от совладельца группы «Приват». Судя по всему, победитель будущего конкурса по продаже ОПЗ таки известен.