Главная » Экономика » «Нафтогаз»: транзитные риски и неизбежность холодной зимы

«Нафтогаз»: транзитные риски и неизбежность холодной зимы

«Нафтогаз» обвиняет «Газпром» в падении давления в российской ГТС на входе в украинскую газотранспортную систему. 

Если перевести это заявления на обывательский уровень, получается, что поставщик газа поставляет газ количестве, которого не хватает, чтобы проходить по магистрали. Это выглядит довольно необычно, если учесть, что «Газпром» заявил об увеличении заявки на транзит газа по газотранспортной системе (ГТС) Украины.

С другой стороны, в ГТС должно быть достаточно т. н. «технического газа», который помогает прохождению транзитного газа. И наоборот, если его мало, то транзит «проваливается» и давление на переходе из одной системы в другую тоже падает.

Если газ не давит

«Нафтогаз Украины» обеспокоен систематическим нарушением «Газпромом» условий транзитного контракта по обеспечению минимально допустимого давления газа на входе в украинскую ГТС. 

По сообщению компании, последнее существенное падение давления произошло 22 августа на газоизмерительной станции (ГИС) «Суджа». 

«Давление в российской ГТС на этом ключевом пункте входа составило 53,5 атм при минимально допустимом значении 60,0 атм», – говорится в сообщении «Нафтогаза». 

При этом в компании в связи со снижением давления считают, что «Газпром» «не в состоянии стабильно поддерживать давление в системе на необходимом уровне из-за неудовлетворительного состояния части российской газотранспортной инфраструктуры».

В то же время, по сообщению оператора украинской газотранспортной системы компании «Укртрансгаз» от 22 августа т.г., «Газпром» наращивает транзит газа через Украину после снижения на прошлой неделе из-за завершения ремонта «Северного потока». Так, заявка на транспортировку газа европейским потребителям на понедельник возросла на 15,9% – до 194,8 миллиона кубов газа против 168 миллионов кубов в воскресенье.

«За вчерашний день транспортировка российского газа по территории Украины для европейских потребителей осуществлялось в режиме 168 миллионов кубометров. На сегодняшний день (22 августа) от «Газпрома» поступила заявка в объеме 194,8 миллиона кубометров», – сообщил пресс-секретарь Максим Белявский.

Проблемы с транзитом, вероятно, связаны с недостаточными объемами газа в украинских ПХГ.

«Сейчас НАК обвиняет Газпром в падении давления, но это вопрос физики. Наличие газа в хранилищах – это сохранение необходимого уровня давления. Если газа в хранилищах мало, его невозможно поднять в объемах, необходимых для выполнения заявок.

Одно дело, когда в ПХГ порядка 20-22 млрд кубов, тогда в течение суток можно поднять и отправить в Европу порядка 180 млн кубометров в сутки. Другое дело, когда газа меньше, тогда суточный объем транзита снижается; просто физически невозможно увеличить транзит», – пояснил директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины Валентин Землянский.

«Все упирается в то, что «Нафтогаз» по разным причинам не хочет или не может накопить в ПХГ достаточное количество газа… 

Теперь, когда «Газпром» дает повышенную заявку на транзит, «Нафтогаз» должен подумать, потому что возникают риски. Может, не для реверса, который бы пришлось ограничивать, но пришлось уменьшать закачку. Я так думаю, что риск был именно в этом. 

Когда «Газпром» на вторые сутки поднял давление «Нафтогаз» выполнил повышенную на 20-30% заявку», – сказал сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич

Холодная зима

«Газпром» не исключает возникновения рисков для бесперебойного транзита российского газа через Украину в европейские страны предстоящей зимой в связи с низким, по мнению компании, уровнем запасов газа в украинских подземных хранилищах, сообщил представитель «Газпрома», цитируя главу правления компании Алексея Миллера.

«Суточный график закачки такой, что пока нет оснований говорить о том, что Украина выйдет на режимы закачки, которые необходимы, чтобы выйти на объем 17 миллиардов кубометров», – сказал Миллер.

А по словам главы «Нафтогаза Украины» Андрея Коболева, компания планирует накопить в ПХГ к началу отопительного сезона около 14,5 миллиардов кубов газа. По его мнению, этого будет достаточно для комфортного прохождения зимы. 

Правда, такие объемы будут, возможно, достаточны в случае теплой зимы. Если грядущая зима выдастся морозной и длинной, то накопленных запасов газа не хватит.

«Вопрос только в том: 14,5 млрд будет ли достаточно, если будет холодная зима? Я полагаю, этого недостаточно. 

Были ситуации, когда в ПХГ было более 20 млрд кубов газа и все равно этого было недостаточно, как в феврале 2012 года, и Европе тогда не хватило газа. Риски (для транзита) есть, и я надеюсь, что в «Нафтогазе» их оценили очень корректно и не будет форс-мажора, чтобы не повторилась ситуация 2012 года. 

Иначе последствия будут очень серьезные, для Киева прежде всего, и «спихнуть» на Москву вину просто не получится», – утверждает Дмитрий Марунич.

По словам эксперта, форс-мажор в виде длительных морозов может прервать «газовую независимость», достигнутую менджементом НАКа.

«Если зимой начнутся проблемы, то реверс физически не обеспечит потребности, и нужно будет срочно приступать к импорту газа из России. 

Мощности реверсных трубопроводов физически ограничены. Совокупно это до 60 млн куб. метров в сутки, и только половина из них работает в беспрерывном режиме. 

Сейчас Восток Украины, в частности, промышленность не потребляет газ (из-за крупного спада производства), иначе было бы сложно не закупать в России газ. Потребление упало в тех регионах, которые раньше были основными покупателями импортного газа», – констатировал Марунич.

Где деньги, «Нафтогаз»?

В 2015 году закупать газ приходилось за кредитные средства. Собственных денег на закупку газа у «Нафтогаза» не было. Поэтому, средства ЕБРР были направлены на покупку газа, но не у «Газпрома», а у западных операторов, закупающих тот же российский газ. 

После повышения тарифов на газ «Нафтогаз» отчитался о прибыли. В первом полугодии 2016 года чистая прибыль компании составила 21,8 миллиарда гривен (около 879 миллионов долларов).

«По результатам 1 полугодия 2016 Нафтогаз получил 21,8 миллиарда гривен (около 879 миллионов долларов) чистой прибыли: отчетность компании как отдельного юридического лица», – говорится в сообщении. 

Основными факторами, которые обусловили формирование положительного результата от деятельности, стали доходы в общем размере 34,3 миллиарда гривен (около 1,3 миллиарда долларов): 18,8 миллиарда гривен (около 758 миллионов долларов) – прибыль от предоставления услуг по транзиту природного газа; 12,9 миллиарда гривен (около 520 миллионов долларов) валовой прибыли по сегменту «Оптовая торговля природным газом»; 2,6 миллиарда гривен (около 104 миллионов долларов) – другие доходы.

Однако, «Нафтогаз» по-прежнему говорит о нехватке средств на закупку и рассчитывает на кредиты западных институций. НАК рассчитывает на кредит Всемирного банка в 500 млн долларов на закупку газа, в то время как результаты хозяйственной деятельности руководства НАК позволяют не втягиваться в кредитную кабалу.

По мнению Валентина Землянского, складывается абсурдная ситуация: финансовые результаты «Нафтогаза» позволяют закупать газ за средства компании, однако там рассчитывают на очередной кредит.

«НАК говорит, что на дополнительные объемы закупки не хватает средств, что выглядит достаточно абсурдно после заявлений о получении чистой прибыли в размере 22 миллиарда гривен. 

НАК ссылается на то, что без транша МВФ нет возможности получить кредит от Всемирного банка на закупку газа. Получается абсурдная ситуация: у НАКа почти миллиард долларов чистой прибыли, но он рассчитывает на кредиты для закупки газа в хранилища», – подчеркнул Землянский. 

Грядущая зима уже задает вопросы: достаточно ли газа и не будет ли сбоя в транзите? И в том, и в другом случае отвечать на них придется не мифическому Кремлю, а «Нафтогазу». Больше уже некому.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Просчёты ЕС и США привели к росту цен на дизельное топливо

Цены на дизельное топливо в Соединенных Штатах достигли исторического максимума, вызвав удивление даже в контексте растущей стоимости сырья. В США, стоимость дизеля поднялась выше отметки в 140 долларов за баррель, и подобный рост также отмечен в Европе.