Деньги, которые потеряли вкладчики банка «Михайловский», вернут. Такое заявление сделал президент Петр Порошенко, отметив, что председатель банка будет осужден, а украденные деньги будут найдены и использованы для выплат.
Как сообщил специальный корреспондент Голоса Столицы Александр Ивасивка, президент также пообещал создать правительственную рабочую группу для решения всех вопросов вкладчиков банка «Михайловский».
Реально ли вернуть деньги вкладчикам, в эфире радиостанции Голос Столицы пояснила старший юрист юридической компании «Алексеев, Боярчуков и партнеры» Инна Рудник.
Есть ли механизм возврата таких денег их вкладчикам?
– Теоретически закон позволяет обжаловать определенные сделки об отчуждении имущества и возвращать это имущество к ликвидационной массе, и из этой ликвидационной массы уже удовлетворять требования кредиторов банка.
Так же и уголовные дела, по которым определенные лица будут привлекаться, в случае вынесения в отношении них приговора и конфискации имущества, такое имущество может быть возвращено к ликвидационной массе банка, и создать ту совокупность средств, за которую уже будут удовлетворяться требования вкладчиков банка.
Это теоретически, однако, на практике все не так просто. Иногда уголовные дела в досудебном производстве затягиваются на несколько лет, не говоря уже о судебном разбирательстве, их просмотре.
А законом о системе гарантирования вкладов физических лиц предусмотрено, что банк ликвидируют в течение двух лет с момента принятия решения о ликвидации. То есть банк «Михайловский» должен быть ликвидирован до июля 2018 года.
Сейчас, по какому конкретно закону эти деньги могли бы быть возвращены, по крайней мере, в Украину? Имеется в виду закон о спецконфискации, который у нас не работает?
– Мне кажется, что слова президента звучат как лозунг, как моральная поддержка для граждан. Потому что вернуть все средства, которые выбыли так или иначе из банка накануне введения временной администрации, практически невозможно.
Там было, я думаю, десятки тысяч каких-либо сделок об отчуждении имущества, о переводе средств, которые переходили с одного счета на другой. Сейчас вообще, возможно, нет правовых оснований установить, кому эти деньги принадлежали, для того, чтобы их вернуть.
То есть это не одно какое-то дело, сопровождение которого будет контролировать президент. Нет, это огромное количество дел, в которых задействовано будет, как мне кажется, по пять, по десять человек, каждый из которых будет отстаивать свои права. Поэтому говорить о том, что вернут…
Так же непонятно, о каких именно делах говорит президент. Или это какие-то гражданские сделки, это уголовные дела, в рамках которых будут привлекаться определенные лица, действительно будет спецконфискация.
Я думаю, что им будет создана какая-то определенная контролирующая группа, комиссия, которая уже разберется, что именно выбыло из владения банка, на каком основании, и по какому процессуальному законодательству – гражданскому, хозяйственному или уголовному мы можем возвращать это имущество.
По словам Президента, все, у кого в соглашениях о депозитах был пункт о страховании вкладов в Фонде гарантирования вкладов, получат свои средства, остальные деньги, которые будут найдены, используют для компенсации тем, у кого в договорах данного пункта нет. То есть, пока нет юридической гарантии, что эта цепочка будет выполнена?
– Закон – единый для всех. И по закону физические лица-вкладчики получат до 200 тыс. грн.
Насколько сейчас сообщает фонд, то уже более 90% таких выплат сделано. Все остальные вкладчики – физические лица, которые имели свыше 200 тыс., юридические лица, физические лица-предприниматели, они становятся в очередь и получают свое имущество в соответствии с порядком, определенным законом.
И закон не предусматривает зависимости от того, содержится ли определенный пункт в договоре или нет. Все в порядке очередности.
В этой истории, учитывая сегодняшние заявления Петра Порошенко, выглядит таким образом, что деньги будут непосредственно «выбивать» из председателя банка, которого еще нужно будет осудить, найти и осудить.
– Каждый раз, когда ликвидируется банк, слышим, что средства будут возвращены за счет имущества определенных должностных лиц.
Сейчас мы видим, что Дельтабанк ликвидируется уже почти год, и ни одного уголовного дела, по которому какое-либо имущество конфисковано и возвращено в банк, нет. Так же будет, мне кажется, и с банком «Михайловский».
Чтобы привлечь к ответственности должностных лиц банка или акционеров банка, должен работать закон, УПК, специальный закон, который позволяет это делать. К сожалению, на сегодня нет сведений о том, что действительно ведется какое-то активное и прозрачное законное уголовное преследование в отношении определенных лиц, чтобы потом взыскать с них определенные средства.
Даже, если было бы возможно, деньги, скажем, глава банка «Михайловский», должностные лица этого финансового учреждения вывели за границу. Возможно ли их вернуть при таких условиях?
– Необходимо ознакомиться с обстоятельствами, информацией, документами по каждому конкретному делу, по каждой транзакции. На каком основании денежные средства были выведены за границу, было ли законным это основание, или нет.
Если все было сделано законно, то рассчитывать, что средства будут возвращены и выплачены в дальнейшем вкладчикам, нет правовых оснований. Если же деньги были выведены незаконно, например, за месяц до ведения временной администрации, без какого-либо договора, а просто перечислены с одного счета на другой, это уже другое дело.
Поэтому мы должны смотреть на то, было ли правовое основание для этой транзакции. А эта информация является закрытой, и только в случае определенных судебных производств, если это не будет уголовное дело, мы сможем с ней ознакомиться из реестра судебных решений.
Напомним, по мнению экономиста Игоря Полховского схема мошенничества, использованная в банке «Михайловский» для вывода средств, могла бы быть быстро раскрыта, а ее организаторы арестованы, если бы не отсутствие правоохранительной системы в стране.