В украинской экономике начался процесс оздоровления и роста, заявил премьер-министр Владимир Гройсман. При этом он отметил, что сейчас, согласно статистике, наблюдается замедление инфляционных процессов.
«Фактически, возможно сегодня сказать, что мы видим за несколько кварталов, за первое полугодие года рост ВВП, мы видим оживление в экономической среде. Вопросы, связанные с экономическим ростом — это один из важных наших приоритетов. Из-за экономического роста, из-за поступлений в бюджет от этого роста мы можем говорить о финансировании всех других расходов бюджета, социально важных. На самом деле, мы имеем сегодня и замедление, и это показывает статистика, инфляционных процессов. То есть начался процесс оздоровления и роста», — сказал премьер-министр.
Что способствовало росту отечественной экономики в этом году, в эфире радиостанции Голос Столицы пояснил экономист, директор Института Александра Поля Владимир Панченко.
Валовой внутренний продукт Украины в 2016 году увеличится на 1% при инфляции 14%. Это действительно значимый результат или это рост экономики в пределах статистической погрешности?
— Эти показатели предполагались еще в 2015 году. Это связано, прежде всего, с ростом цен на сырьевую продукцию. Поскольку украинская экономика на 80% сырьевая, то это сразу влияет на то, какой ВВП мы имеем, какие поступления мы имеем. Поэтому это ожидаемо. Это должно было случиться в 2016 году, особенно в 3-4 квартале. Это долгосрочные прогнозы еще, начиная с 2014 года, спад цен на металлопродукцию происходил весь 2015 год. И фактически за один квартал цены вернулись, и дали возможность нашим экспортерам заработать, соответственно, повлиять на экономику. Это один из ключевых показателей. Он также связан с восстановлением активности в Китае. Это одна причина. Вторая причина, что у нас нет большого роста цен на зерновые, но, тем не менее, не велико и падение. В целом объем будет больше, поэтому это тоже влияет. И третий фактор, это массовый отъезд украинцев за границу для работы — они переводят деньги в Украину. И это также влияет очень существенно, особенно, если говорить, что с начала года было 0,1%, теперь мы говорим об 1% роста. Если говорить там плюс-минус миллиард долларов поступлений от гастарбайтеров, вот вам тот 1%, который мы можем увидеть. Даже, если бы, например, не было оживления сырьевой конъюнктуры. Это с одной стороны, с другой стороны, если люди уезжают, они перестают потреблять здесь, соответственно потребительская инфляция действительно уменьшается. Поэтому мы имеем такой эффект исчезающей сырьевой экономики, которая дает в краткосрочном периоде признаки такого оживления. Также шок от увеличения тарифов, он влияет на то, что все учатся экономить, соответственно, потребление газа действительно уменьшается. И это тоже положительно влияет как на валютный баланс, так и на ВВП. И еще один элемент, поскольку увеличились ограбления домов, люди боятся держать деньги дома, поэтому они так или иначе увеличивают депозиты, несут в украинские ненадежные банки. Соответственно, теневой сектор экономики немножко уменьшается, а белый сектор немножко увеличивается. В показателях, конечно, это сразу дает рост официального ВВП.
Мы можем говорить, что какие-то отрасли экономики продемонстрировали наибольший рост, что дало повод премьеру говорить об оздоровлении экономики?
— Нет, он не говорит об отраслях. То есть это в целом происходит. Я уже сказал о сырьевых секторах, в других секторах этого не происходит. В потребительском секторе, поскольку меньшая инфляция, увеличивается потребление. Кстати, за счет отъезда гастарбайтеров у нас растет потребность на рабочую силу. И то, о чем сигнализировали первые 2 квартала, все, кто занимается кадрами, — спрос превышает предложение на рынке труда. Это сразу сработало на увеличение зарплаты, и зарплата в реальном секторе растет, потому что нанять толкового человека становится все труднее. Но эти зарплаты все равно не соответствуют европейским. Поэтому процесс роста зарплат будет увеличиваться, соответственно показывая оживление экономики.