Законопроект депутатов и сенаторов о штрафах в размере 2 тыс. рублей за использование летних автомобильных шин зимой и шипованных летом будет принят в осеннюю сессию и вступит в силу, скорее всего, с 1 июня следующего года. Об этом ТАСС сообщил один из авторов инициативы, член профильного комитета Госдумы по транспорту и строительству Сергей Тен.
«Окончательно, думаю, примем законопроект в эту осеннюю сессию», — отметил он. «Что касается сроков (вступления в силу), я прогнозирую, что мы не успеем его принять до 1 декабря, в рамках всего законотворческого процесса не уложимся (до этого времени)», — пояснил депутат. «Поэтому в зимний период эта тема не заработает, а в летний период начнет действовать именно в отношении шипованных колес, что предотвратит нанесение вреда асфальто-бетонному покрытию», — добавил он.
При этом Тен сообщил, что дата вступления станет известна ко второму чтению законопроекта в Госдуме. «Скорее всего, это будет 1 июня», — заявил он. Политик не видит сложностей в технической реализации инициативы. По его словам, в настоящее время у сотрудников дорожно-патрульной службы уже имеется необходимое оборудование для определения глубины протектора шин, показатели которой будут использоваться для фиксации нарушений.
18 октября профильный комитет Госдумы — по транспорту и строительству — рекомендовал палате принять данный законопроект в первом чтении, на заседание он будет вынесен 21 октября. Правительство РФ в официальном отзыве также поддержало инициативу.
Как пояснял ранее Тен, технический регламент Евразийского союза устанавливает требования к глубине протектора. Штраф будет грозить, если этот показатель в период с 1 декабря по 1 марта не будет соответствовать нормативам, то есть речь идет о санкциях за использование летних шин зимой. При этом штраф могут выписать и за использование зимних шин с высокой степенью износа, и за езду на шипованной резине летом (с 1 июня по 1 сентября).
Законопроект учитывает региональную специфику РФ. В частности, предполагается, что региональные парламенты смогут пересматривать сроки зимнего периода эксплуатации шин в сторону увеличения (но не уменьшения).
Штрафы за летнюю резину зимой
Штрафы за использование шин не по сезону — зимой летних, а летом зимних (шипованных) — нельзя вводить в Кодекс об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ), пока нет соответствующего запрета в Правилах дорожного движения (ПДД). Об этом ТАСС заявил первый зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Вячеслав Лысаков.
«Штрафы за несезонную резину нельзя вводить в КоАП РФ. Надо сначала в ПДД ввести требования об обязательной замене шин в соответствии с сезоном», — подчеркнул он.
Накануне профильный комитет Госдумы по транспорту и строительству рекомендовал палате принять в первом чтении поправки в КоАП РФ о штрафах в размере 2 тысяч рублей за использование летних автомобильных шин зимой и шипованных летом. Правительство инициативу поддерживает. Нормы могут вступить в силу уже в этом году.
По словам Лысакова, вопрос замены автомобильных шин летом и зимой «регулируется техрегламентом о безопасности колесных транспортных средств и положениями о допуске транспортных средств к эксплуатации». «Но для того, чтобы ввести штраф за применение резины, не соответствующей сезону, в ПДД должна быть прописана такая обязанность для водителя. Мы не можем предусматривать штраф за то, чего нет в ПДД, и не можем отменять ответственность за то, что в ПДД, наоборот, остается. Здесь четкая причинно-следственная связь Правил дорожного движения и КоАП РФ. КоАП не имеет регулятивной функции здесь», — пояснил Лысаков.
Он полагает, что законопроект, который был инициирован депутатами и сенаторами, «в таком виде нельзя довести до кондиции», пока не будет в ПДД соответствующих коррелирующих положений. Кроме того, на взгляд замглавы комитета, возникают вопросы правоприменения этих норм.
По его словам, комплектация сезонными шинами автомобиля «должна контролироваться только при проведении техосмотра», который сейчас находится в ведении страховых компаний, и «ГИБДД к этому отношения не имеет». «Могут, конечно, проводится какие-то спецоперации (ГИБДД), но на дорогах техническое состояние автомобиля не проверяют. Кто будет проверять глубину протектора, название шин, соответствие сезону? Много очень вопросов», — заключил Лысаков.