Под носом у России появился конкурент. Chevron предупредил Россию о намерении прокачивать добываемую «Тенгизшевройлом» казахскую нефть через Азербайджан и Грузию в случае отсутствия прогресса в переговорах о расширении Каспийского трубопроводного консорциума, пишет РБК daily.
Как заявил 21 апреля на конференции в Стамбуле вице-президент и глава российского представительства Chevron Иэн Макдоналд, даже если соблюдать плановые сроки расширения КТК, оно будет завершено не ранее конца 2013 года. А если увязывать это с запуском трубопровода Бургас — Александруполис, то сроки сдвинутся еще дальше.
Как говорится в докладе вице-президента Chevron по странам Европы, Евразии и Ближнего Востока Иэна Макдоналда, альтернативные трубопроводные маршруты потребуются в связи с ростом нефтедобычи в Казахстане. По прогнозам компании, уже в этом году добыча в проекте СП «Тенгизшевройл» достигнет 25 млн тонн нефти, а общая потенциальная добыча нефти Казахстана с учетом Карачаганака и Кашагана может вырасти до 120-150 млн тонн в год.
Решения о расширении КТК нет с 2002 года, поэтому компания озаботилась созданием альтернативного «южного» маршрута по транспортировке казахской нефти.
По мнению Макдоналда, решение о расширении КТК следует принять уже сейчас, чтобы проект был завершен до конца 2013 года. Причем Chevron утверждает, что нагрузки на турецкие проливы расширение КТК не даст: нефть и после расширения проекта будет перевозиться на крупнотоннажных танкерах.
Наиболее привлекательным из «южных» трубопроводных маршрутов Chevron видится поставка топлива по трубопроводу Тенгиз — Актау — Курык первоначальной мощностью 15-20 млн тонн в год. Также планируется возить нефть через Баку морем танкерами вместимостью 12 тысяч тонн, а затем часть направлять в трубопровод Баку — Тбилиси — Джейхан, а остальное — в грузинские черноморские порты.
Заместитель министра промышленности и энергетики РФ Андрей Дементьев считает, что у России заинтересованности в форсировании расширения КТК нет: для заполнения его первой очереди достаточно российской нефти. «Мы готовы договариваться о взаимовыгодных вариантах, но разговор в режиме шантажа нам мало интересен», — говорит он. Чиновник подчеркивает, что расширение КТК будет напрямую увязано с достижением проектом рентабельности