Парламент принял закон о реструктуризации и частичном списании долга госпредприятия «Антонов» перед государством на сумму почти 1,3 миллиарда гривен (около 50 миллионов долларов по текущему курсу).
В пояснительной записке к закону отмечается, что у предприятия длительное время не был решен вопрос, связанный с задолженностью госпредприятия «Киевский авиационный завод «Авиант», который входит в ГП «Антонов».
Списание задолженности завода отсрочит его банкротство, но не поможет «Антонову» с загрузкой производственных мощностей, считает экс-министр экономики Украины, финансовый эксперт Виктор Суслов.
«Списание задолженности заводу поможет, но начнет ли «Антонов» после этого работать? Причины трудностей другие. Ранее заявления руководителей предприятия сводились к тому, что завод без возобновления кооперации с российскими поставщиками комплектующих работать в принципе не сможет. «Антонов» выпустил некоторые самолеты, где был запас комплектации, но теперь этот запас исчерпан», — констатировал Суслов.
«Списание задолженности завода отсрочит его банкротство, но чтобы «Антонов» начал эффективно работать, ему нужно возобновление кооперации либо крупные инвестиции, чтобы полностью обеспечить импортозамещение и наладить производство всей комплектации в Украине», — подчеркнул экономист.
Суслов напомнил, что более 50% комплектации антоновских самолетов производилось российскими и другими смежниками в странах СНГ.
«В нашей ситуации многое зависит от развития минского процесса урегулирования. Есть положительные сигналы после встречи лидеров «нормандской» четверки в Берлине, но я думаю, что вопросы мира на Донбассе и возобновления производственной кооперации с российскими предприятиями не могут быть решены быстро. Пока завод будет поддержан списанием долга. Дальше пройдет год, два, три, и станет окончательна ясна перспектива «Антонова», — прогнозирует эксперт.
«За это время завод, возможно, утратит еще значительную часть квалифицированных кадров, и самой реальной перспективой будет гибель этого производства, точно так же, как погибли многие другие высокотехнологичные предприятия Украины», — добавил Суслов.
В то же время, добавил он, не списывать долги тоже было нельзя иначе заводу было бы нечем рассчитываться, пришлось бы приступить к принудительной реализации имущества, чтобы рассчитаться по долгам, но это также привело бы к гибели завода, только быстрее.
«С какой стороны ни подходи, а все ведет к одному результату. По крайней мере, списание долгов дает какой-то шанс. Сейчас «Антонов» почти ничего не производит. Были сообщения, которые внушали какие-то надежды, например, проект с китайцами по «Мрие» и другие. Но когда посмотрели глубже, получилось, что и там ничего реального нет», — напомнил аналитик.
«Я думаю, что процесс деиндустриализации Украины будет продолжаться, и при существующем типе государственной политики в Украине все предприятия, производящие сложную высокотехнологичную продукцию, будут разрушены», — прогнозирует Суслов.
Как сообщалось ранее, по состоянию на 2009 год общая сумма кредиторской задолженности предприятия составляла 1,9 миллиарда гривен (более 73 миллионов долларов). С целью недопущения банкротства и ликвидации предприятия Кабмин принял решение по выпуску облигаций на общую сумму 858 миллионов гривен (33 миллиона долларов) и размещено облигаций на 578 миллионов гривен (22,2 миллиона долларов).