Накопленных в России резервов не хватит для того, чтобы расплатиться по долгам всех корпораций. И если наш Минфин продолжит раздавать деньги налогоплательщиков прогорающим олигархам, то скоро это ударит уже по всем гражданам страны. Сейчас нашему правительству следует принять жесткое решение и отделить интересы государства от интересов бизнеса. К такому выводу пришли участники Экономического клуба «Известий». В понедельник мы публикуем первую часть беседы участников клуба, речь в которой шла о продолжительности кризиса и перспективах российской валюты.
«Если будет 25, снова будем Зимний брать»
Алексей Голубович: В Россию кризис пришел позже, чем в Америку, но и выходить из него мы будем позже. Обычно во время прошлых кризисов последний квартал рецессии в США примерно совпадал с самыми низкими ценами на сырье в мире. Уже сейчас наши металлурги, угольщики работают в убыток. Нефтяники пока еще с прибылью. Но в Америке рецессия явно не закончится ни в первом квартале, ни во втором. Допустим, она закончится в последнем квартале следующего года, будет минимум цен на сырье. После этого и мы пойдем вверх. Но ведь мы уже сейчас стонем при 40 долларах за баррель нефти…
«Передайте Горбачу, нам и 10 по плечу. Если будет 25, снова будем Зимний брать», — это про водку говорили при Горбачеве. Сейчас в похожих цифрах мы говорим о ценах на нефть. На самом деле минимальная цена нефти ограничена только себестоимостью. Когда в 1990-х цены упали до 10 долларов за баррель, себестоимость у арабов составляла 2-3 доллара. В России, на лучших месторождениях, — 4 доллара. Плюс цена транспортировки, получаем 10. С тех пор, естественно, все подорожало. Предположим, минимальная цена — 20 долларов за баррель. Этот уровень выдержат в Саудовской Аравии и Кувейте.