«В ближайшее время мы встретимся с руководством России, чтобы обсудить этот вопрос. Перспективы, исходя из мировых цен, пока неплохие», — такой публичный анонс дал во вторник президент Белоруссии Александр Лукашенко, имея в виду, естественно, стоимость российского газа на следующий год. Источники «Известий» в Кремле подтвердили — да, такая встреча может состояться совсем скоро, еще до конца декабря. Однако, что считать «неплохими перспективами», — это большой вопрос.
Как считают в Минске, платить больше $160 за тысячу кубометров в следующем году как-то не с руки. Примерно таких цифр и надеются добиться на страстно ожидаемых переговорах. Однако эти надежды удивительным образом не совпадают с расчетами «Газпрома» — там получается никак не меньше $220.
Споры с Белоруссией о цене на газ — для конца декабря такой же непременный атрибут, как наряженная елка. «Переговоры каждый год идут тяжело», — вздыхал во вторник Лукашенко. В этом году в руках Минска оказался, на его взгляд, сильный аргумент — рухнувшие цены на нефть, которые влияют и на стоимость «голубого топлива». «Мировая цена на нефть в последнее время упала в 3,5 раза, и в этой ситуации иметь более чем двукратное увеличение цены на газ было бы парадоксально», — излагал во вторник свои аргументы белорусский первый вице-премьер Владимир Семашко.
В Москве же считают, что парадокс совсем в другом. В конце 2006 года между Россией и Белоруссией было заключено соглашение, в котором четко прописана формула повышения цены на несколько лет вперед. Она проста — понижающий коэффициент к среднеевропейской цене. Например, в 2009 году Белоруссия должна платить на 20% меньше, чем платят в Европе. Разорвать контракт совсем — значит остаться без газа, поэтому Лукашенко просто пытается спорить с тем, что сам же и одобрил.
При этом еще пару месяцев назад, когда Минск просил у Москвы кредит в $1 млрд, с действующим контрактом никто спорить не пытался — ведь деньги брались именно для того, чтобы Белоруссия смогла осилить предстоящий рост газовых цен. Сейчас кредит уже выдан (причем Минск надеется получить в феврале второй — на такую же сумму), зато с повышением цен в Белоруссии вновь не согласны.
Что же касается главного аргумента Минска — падения нефтяных котировок, — то его «Газпром» уже учел. И заложил на следующий год 30-процентное снижение стоимости газа для Европы. Получилось $280. То есть меньше $220 для Белоруссии по этой формуле все равно никак не выходит.
Из-за газовых споров, напомним, было сорвано заседание Высшего госсовета Союзного государства России и Белоруссии, которое должно было пройти 1 декабря. Лукашенко потом приезжал в Москву, но уже на похороны Патриарха Алексия II — любые попытки торгов в такой ситуации просто неуместны. Сейчас времени осталось в обрез, и, как говорят собеседники «Известий» в Кремле, возможно, некоторые уступки Минску все же будут сделаны — для того, чтобы избежать новой масштабной «газовой войны».