Мы пережили редкий по драматизму год. Беспрецедентные взлеты и трагические падения. 2008 год помог лучше понять, кто мы, на каком свете находимся, кто наши друзья, а кто недруги. Мы научились искренне радоваться и искренне скорбеть. Мы стали свидетелями многих моментов истины. Мы сильнее ощутили себя нацией.
В начале года страна с оптимизмом смотрела в будущее, обсуждая Стратегию-2020, которая должна была превратить нас в пятую экономику мира, предвкушая рекордные темпы экономического роста и наращивая резервы за счет рекордного роста цен на энергоносители. В конце года страна обсуждает, достигнуто ли дно падения, резервы уходят на антикризисные меры, а нефть — самая дешевая за пять лет. Это — не наш кризис. Это — момент истины для неолиберальной экономической модели, которую еще часто определяли как «вашингтонский консенсус» и усиленно навязывали остальному миру. «Американский финансовый гений», наплодивший пирамиды, пузыри и дефициты, обрушил собственную экономику и потащил за собой весь остальной мир, обвязанный нитями глобализации.
Россия потеряла в темпах роста и потеряет еще больше в следующем году. Нас ждут непростые испытания. Однако кризис — не только вызов, но и возможность. Россия объективно оказалась подготовлена к кризису лучше, чем большинство стран. В годы кризисов cash is king (деньги — король). У нас есть деньги. Конечно, и они не панацея. Не будешь же их, скажем, тратить на покупку металла, который шел на экспорт и вдруг стал ненужным из-за глобального спада в машиностроении, а значит, у металлургов впереди тяжелые времена. Но у нас есть возможность запустить мотор развития внутри страны, отстроить новую инфраструктуру, создавая дополнительные рабочие места, повысить внутренний спрос, в том числе через рост пенсий и социальных программ. Россия способна помочь соседям, пострадавшим от кризиса сильнее нас, а значит, рассчитывать на их признательность. Надо попытаться вторгнуться на перспективные рынки, где сейчас освобождаются ниши. И вовсе не отказываться от планов ворваться в пятерку крупнейших экономик — дела у конкурентов обстоят хуже, чем у нас.
В новогоднюю ночь впервые россиян поздравит новый президент — Дмитрий Медведев. В начале года кое-кто сетовал по поводу отсутствия острой политической борьбы на президентских выборах, ностальгируя по тем временам, когда любые избирательные кампании носили судьбоносный характер, ставя страну на дыбы, а люди переставали работать. Да, выборы прошли спокойно, несудьбоносно, в соответствии с конституционными нормами, президент сменился без смуты. Сегодня мы в полной мере оценили значение достигнутых в последние годы и закрепленных на мартовских выборах политической стабильности и внутренней сплоченности, которые позволили одержать победу в войне и позволяют проводить осмысленную антикризисную политику.
Уже в свои первые сто дней Медведев — самый молодой глава государства с Николая II — вынужден был отдавать приказ о вступлении в войну. Это была не наша война. Убийства российских миротворцев и граждан режимом Саакашвили не оставили России иной возможности. Агрессор был бит — ценой человеческих жертв и испорченных отношений с западными странами. Они предпочли поддержать агрессора, лишний раз подтвердив, что симпатии Запада всегда и в любом конфликте с соседями окажутся не на нашей стороне. Но, одержав победу и закрепив ее признанием независимости Южной Осетии и Абхазии, Россия решительно вернулась за стол большой геополитической игры, за которым ее не было (или ее просто не замечали) вот уже почти два десятилетия. Запад происшедшее неприятно удивило, но заставило с нами считаться. А в остальном мире наш моральный авторитет достиг наивысшего за многие годы уровня, что отразилось в зримых дипломатических успехах на восточном, южном и латиноамериканском направлениях.
Мы показали способность искренне радоваться, и для этого были основания. То, что творилось на улицах российских городов в ночь после победы над голландцами в европейском чемпионате по футболу, было абсолютно беспрецедентным. По крайней мере за всю мою жизнь. Люди почувствовали себя большой счастливой семьей. А были еще выигранный чемпионат мира по хоккею, победы «Зенита» в футбольных еврокубках, золото теннисисток, «Евровидение», всемирный конкурс красоты… Давно нас так не радовали победами.
Но мы также увидели, что можем искренне скорбеть. Помню череду больших похорон в начале 1980-х — Суслов, Брежнев, Черненко, Андропов. Много людей приходило прощаться, но не было скорби, были разнарядки да любопытство. Прощаться со Святейшим патриархом Алексием II люди шли сутками напролет, и скорбь была настоящей — я хорошо это почувствовал. Ушел человек, которому принадлежала огромная заслуга в восстановлении духовных основ России, в возрождении полноценной религиозной жизни в стране, в воссоединении Православной церкви во вселенском масштабе. Святейший и сам был пастырем вселенского масштаба, моральным камертоном для миллионов. Не менее искренне сожалели об Александре Исаевиче Солженицыне, совести нации, человеке, который во все времена своей труднейшей жизни нес слово правды, никогда не отказываясь от своих убеждений. Уверен, сегодня мы еще не в состоянии оценить, как много потеряли с уходом этих двух великих людей.
Ну а для меня год прошел под знаком Русского мира. Он тоже нес потери, самыми большими из которых стало дальнейшее зримое сокращение сферы русскоязычного образования на Украине. Но это было исключением. Русский мир — треть миллиарда человек, себя к нему относящих — на глазах набирал силу. Ассамблея Русского мира, русские съезды, форумы и конференции русистов по всему миру, «русомобили» в Германии, европейский финал игры «Что? Где? Когда?» в Голландии, всемирный конкурс русскоязычной рекламы в США, десятки центров фонда «Русский мир». Тысячи больших и маленьких событий, тысячи издаваемых повсюду русских газет и журналов, заметное увеличение количества людей, изучающих русский язык как иностранный по всей планете. Русский мир все больше сознает себя как великую цивилизационную общность.
Именно эта общность, а также умение противостоять трудностям, сплачиваться перед лицом вызовов помогут России в 2009 году.
С Новым годом!