Европейские экономисты, в свете последнего газового конфликтах с Россией, задумались об альтернативных источниках топлива. Вместо вызывающего ежегодные баталии трансукраинского пути или, еще более спорного – через Грузию, появились варианты – разрабатывать североафриканские месторождения. Среди претендентов на газового донора для Европы называются Алжир и Нигерия.
Старший научный сотрудник Европейского института Средиземноморья Франсис Гиле предполагает на страницах The Wall Street Journal что в будущем Северная Африка и, прежде всего, обширные газовые месторождения Алжира, будут играть все большую роль в снабжении Европы.
По оценкам Еврокомиссии, к 2030 году объем потребляемого странами Евросоюза газа может вырасти на 24%, а импортировать голубое топливо придется почти в двойном объеме по сравнению с сегодняшним. Добыча сырья на норвежских месторождениях перестанет расти уже к 2015 году, говорится в статье Гиле (перевод Inopressa.ru).
Очередной газовый спор с Украиной заставил западного потребителя еще раз усомниться в надежности России как поставщика углеводородов. При этом из-за плохих отношений с ЕС (перспективы улучшения которых автору статьи кажутся сомнительными) существует угроза снижения зарубежных инвестиций в разработку восточносибирских газовых месторождений. Вызывает сомнения и надежность российской газотранспортной сети.
Сложившаяся ситуация требует более последовательной стратегии, в рамках которой будут учтены спрос и предложение с обеих сторон Средиземного моря. Евросоюзу следует выдвинуть четкие предложения странам Южного Средиземноморья и, возможно, Нигерии, полагает издание. Наличие в странах Западной Европы крупных африканских диаспор, а также «глубокие исторические связи» и обоюдные коммерческие интересы облегчат такие контакты. Немаловажным фактором, по мнению Гиле, будут и относительно более высокие затраты на доставку топлива из российских месторождений, что сделает африканские источники более выгодными, причем эта выгода будет лишь расти по мере снижения мировых цен на энергоносители.
Правда, в статье в The Wall Street Journal не упоминается, что в Нигерии уже не одно десятилетие продолжается гражданская война, и регулярные акции местных террористов не раз взвинчивали нефтегазовые цены на мировом рынке.