В октябре прошлого года Еврокомиссия по просьбе Киева инициировала символический жест поддержки для Украины во времена экономических трудностей. Учитывая резкое падение экспорта в Россию, чиновники в Брюсселе предложили предоставить Украине сроком на три года дополнительные преференции, чтобы хоть как-то поддержать украинский торговый баланс. Остановились на идее поддержать аграриев, которые ограничены жесткими квотами на беспошлинную торговлю.
Отрезвление от Европарламента
«Конфетка», которую предложил Брюссель — увеличить квоту на ввоз кукурузы на 650 000 тонн. Это увеличило бы ее более чем в два раза по сравнению с нынешним объемом. Хотя в общих масштабах украинского экспорта кукурузы этот дополнительный объем составил бы не более трех процентов, вокруг него в Европарламенте развернулись нешуточные дебаты. Учитывая обычно демонстративную поддержку Украины со стороны евродепутатов в вопросах европейской интеграции и противостояния российской агрессии, «квотный» вопрос для многих в Киеве стал неожиданностью.
Первым тревожным звоночком стала позиция комитета по вопросам аграрной политики. С подачи евродепутатов от Польши комитет в марте большинством голосов высказался против предоставления таможенных преференций украинским аграриям, аргументируя это возможными негативными последствиями для фермеров ЕС. Впрочем, аграрный комитет имеет только совещательный голос в этом вопросе. Решающим является слово комитета по вопросам внешней торговли. Украинские дипломаты приложили усилия, чтобы лоббировать этот вопрос в Европарламенте. Но успехи оказались скромными.
Профильный комитет в четверг, 4 мая одобрил дополнительные торговые преференции. Однако, в урезанном виде.
По инициативе группы представителей фракции Европейской народной партии (ЕНП) от Италии и Франции из документа вычеркнули предложение разрешить беспошлинный ввоз 100 тысяч тонн пшеницы и муки, а также пяти тысяч тонн переработанных или консервированных помидоров. Депутаты аргументируют это угрозой европейским производителям, которые «и без того переживают не лучшие времена».
Сторонники дополнительных льгот в меньшинстве
Были среди депутатов и те, кто в знак солидарности с Украиной даже хотел увеличить дополнительные квоты, предложенные Еврокомиссией. В частности, на 10 тысяч тонн пшеницы и 100 тысяч тонн кукурузы. Однако, предложения группы депутатов ЕНП от Швеции, Германии и Латвии не нашли поддержки. Единственная уступка сторонникам льгот: квоту на кукурузу увеличили на 50 килограммов. Не тонн, а килограммов. Неизвестно, чем руководствовались депутаты, решив увеличить квоту на мешок кукурузы.
Однако даже сохранение предложенных Еврокомиссией объемов кто-то может назвать успехом, учитывая сопротивление этому вопросу. Из всех торжественно обещанных в Киеве в прошлом году преференций остались, кроме кукурузы, прежде ряд более мелких позиций, таких как дополнительные несколько тысяч тонн овса, ячменя и меда.
За отмену крупнейших преференций — на пшеницу и на кукурузу — высказался, в частности, докладчик по этому вопросу в комитете Ярослав Валенса. Представитель фракции ЕНП от Польши, аргументируя в пояснительной записке свою позицию, назвал льготы украинским аграриям «ненужными». В частности потому, что украинский экспорт пшеницы «уже и так большой». «Украина уже экспортирует в ЕС три миллиона тонн пшеницы в год. Сто тысяч тонн погоды не сделают. Кому это нужно?», — считает сын легендарного бывшего лидера «Солидарности».
Валенса отмечает, что ЕС должен поддерживать не аграрных олигархов, которые выигрывают от этих преференций, а малых и средних фермеров. В то же время, как ЕС поддержит малых фермеров, депутат не уточнил.
Квоты для агробаронов?
Эксперт Украинского клуба аграрного бизнеса (УКАБ) Дария Гриценко подтверждает, что на беспошлинных квотах ЕС зарабатывают прежде всего крупные производители. «Квота на беспошлинный экспорт, например, меда составляет пять тысяч тонн. Она в этом году была исчерпана уже в первую неделю января. Ее выбирают крупные производители. Ни один малый производитель не имеет доступа к этим квотам», — признает эксперт. В то же время аналитик аграрных рынков отмечает, что украинские производители и без льгот конкурентны на рынке ЕС. В прошлом году экспорт меда составил более 40 000 тонн, что в восемь раз больше квоты.
Самым большим разочарованием Гриценко называет позицию евродепутатов касательно переработанных томатов. Ведь именно льготы на экспорт продукции с добавленной стоимостью наиболее полезны для украинской экономики. Аргументацию об угрозе европейским производителям Дария Гриценко отвергает. «Евродепутаты заблокировали квоту в пять тысяч тонн томатов. Но для ЕС это — капля в море. Одна только Италия экспортирует в год два миллиона тонн. Они просто защищают свой внутренний рынок, не делая вообще никаких поблажек для украинского производителя», — констатирует эксперт УКАБ.
Льготы могут приостановить
Депутат от немецких социал-демократов Йоахим Шустер не согласен с позицией коллег. «В целом у нас в ЕС нет дефицита аграрной продукции и нельзя сказать, что мы радуемся каждому дополнительному килограмму. Эта продукция будет конкурировать с нашей на рынках. Интересы фермеров надо учитывать. Но в целом мы не считаем возможное влияние настолько сильным, чтобы это было основанием отказать Украине в поддержке», — отметил Шустер, озвучив позицию коллег по фракции.
Немецкий депутат был одним из тех, кто предложил ввести механизм мониторинга последствий торговых преференций для Украины для аграрных рынков ЕС.
Согласно одобренному комитетом проекту решения, пошлины могут быть возвращены на период до года (а в отдельных случаях и на более длительный период), если преференции будут иметь негативные последствия для агропроизводителей из стран ЕС. Такой компромисс, наконец, нивелировал позицию тех, кто выступал вообще против всех преференций.
Впрочем, вопрос о том, насколько «опасными» были бы для производителей ЕС 100 тысяч тонн пшеницы и пять тысяч тонн томатов, так и останется без однозначного ответа.
Голосование на пленарном заседании Европарламента по этому вопросу ожидается летом. Однако внесение существенных изменения в документ депутаты уже не ожидают.