Украине для того, чтобы сохранить свою газотранспортную систему (ГТС) после 2019 года, нужно привлечь к управлению ею наряду с Евросоюзом Россию, считает лидер движения «Украинский выбор — Право народа» Виктор Медведчук.
Ранее глава компании «Нафтогаз Украины» Андрей Коболев заявил, что реализация «Северного потока 2» и «Турецкого потока» полностью лишит Украину транзита и сократит стоимость украинской газотранспортной системы в пять раз. При этом, по его словам, участием в управлении украинской ГТС заинтересовались три европейские компании.
Медведчук напомнил, что в 2019 году истекает срок действия контракта между Украиной и РФ на поставки и транзит газа. По его словам, «с окончанием срока действия данного газового контракта Украина может окончательно потерять свой транзитный потенциал и всю газотранспортную инфраструктуру внутри страны».
«В случае реализации оптимистического сценария по истечении срока действия контракта Россия значительно сократит объемы транзита газа по территории Украины. При реализации же пессимистического сценария и вовсе откажется от использования украинской ГТС. Для Украины это станет настоящей катастрофой», — написал политик в статье, опубликованной во вторник на сайте «Украинского выбора».
По его мнению, планы украинских властей спасти ГТС при помощи привлечения к ее управлению европейской компании не сработают, так как это не решает основную проблему – не обеспечивает интерес России в дальнейшем осуществлении транзита через Украину.
«Сохранить газотранспортную систему Украины в этих условиях реально только в том случае, если к управлению ГТС будут привлечены все три участника данного процесса, а именно: Россия как поставщик, Украина как транзитер и страны Евросоюза как конечный потребитель голубого топлива», — считает он.
Медведчук предлагает с этой целью отменить закон, который разрешает участие в консорциуме по управлению ГТС только инвесторов из ЕС и США.
Верховная Рада Украины в 2014 году приняла закон, разрешающий правительству создать оператора ГТС страны, в котором до 49% смогут получить инвесторы из США и ЕС. Документ также предусматривает, что компания-оператор получит право на управление или концессию и аренду магистральных газопроводов и подземных хранилищ.