Главная » Экономика » В США кризис ведет к снижению цен, а у нас — к разгону инфляции

В США кризис ведет к снижению цен, а у нас — к разгону инфляции

За первые 26 дней января официальная инфляция в России уже составила 2%. Эта досадная тенденция роста цен в нашей стране никого не удивляет и не меняет привычки правительства закрывать на нее глаза. Но когда мировой кризис влияет на все вокруг, начиная от макроэкономики и заканчивая микроэкономическими показателями отдельной семьи, сокращая или вовсе лишая ее доходов, а в ближайшем магазине опять все подорожало, не говоря уж про воду и газ, словом «неприятно» ощущения населения не опишешь.

А вот в Европе дела обстоят иначе. Впрочем, как и всегда. Наш официальный показатель инфляции за прошлый год 13,3% (непосредственно на продукты питания — 17,7%) обгоняет только Украина с рекордной за восемь лет цифрой 22,3%. В Белоруссии цены выросли так же, как и у нас. И даже в Латвии, где кризис экономики в конце концов привел к массовым народным волнениям, рост цен на продовольствие составил 10,5%, а с начала этого года они меняются с такой скоростью, что к его концу страна рассчитывает максимум на 6%. Что касается остальной Европы, то в Финляндии продукты выросли в цене на 11,3%, в Литве — на 8,5%, Болгарии — на 7,8%, Эстонии — на 7%, Румынии — на 6,3%, в Испании и Германии — на 2%.

По мнению директора департамента стратегического анализа ФБК Игоря Николаева, причина того, что в нашей стране уровень конкуренции предложения товаров и услуг остается крайне низким, — монетарная борьба с инфляцией: «В настоящий период, когда спрос действительно падает, а производитель и продавец, чтобы хоть как-то компенсировать снижение доходов, должны снижать цену, у нас они действуют исходя из того, что потребитель никуда не денется и купит товар. Потому что выбор у него небольшой».

Существенным фактором роста цен является также принятое еще в 2007 году решение об ускоренной индексации тарифов естественных монополий. «Во-первых, ежеквартальное повышение цен подогревает инфляционные ожидания, — продолжает Игорь Николаев. — Несмотря на разговоры, фактически все остается без изменений. Сейчас подняли на 5% стоимость услуг, а с 1 апреля поднимут еще на пять, затем еще. В принципе такой ускоренной индексации тарифов естественных монополий нет ни в одной развитой стране. В Словакии, например, тарифы на услуги ЖКХ с 1 января вообще заморозили. Потому что там понимают, что в период кризиса повышение тарифов будет еще более угнетающе действовать на экономику».

По словам экономиста, нынешние показатели не сравнятся с 1998 годом, когда тарифы на электроэнергию выросли у нас всего на 3%, на железнодорожные перевозки были снижены более чем на 10%. А сейчас для населения по итогам года рост тарифов должен составить 27%, для производителей — около 19%, на газ — 30%, на железнодорожные перевозки — около 11%.

Ну и нельзя забывать про то, что происходит с нашим рублем. «Когда так валится национальная валюта и при столь большой зависимости от импорта, конечно, это не может не отразиться на инфляции, — отмечает Игорь Николаев. — В январе мы еще этого не почувствовали. Закупки по новым ценам придут в феврале. И вот тогда эти 2% январских покажутся не таким уж высоким скачком. Мы же еще якобы в целях защиты внутреннего рынка умудряемся поднимать импортные пошлины. На свинину, на мясо домашней птицы с 1 января пошлины подняли соответственно на 25% и 30%, защищая производителя, естественно, не думая о потребителях».

Неудивительно, что в результате наша инфляция за месяц превышает годовой уровень развитых стран Европы. И в то время, пока мы мечтаем о том, чтобы рост цен замедлил темпы, в Чехии, Англии и США и вовсе начался процесс дефляции. Россия при таких обстоятельствах ликовала бы. Но чиновников этих стран подобная ситуация несколько настораживает: наличие хотя бы небольшой инфляции все-таки стимулирует инвестиции. В любом случае это, конечно, лучше, чем то, что происходит с ценами у нас. Зато наших чиновников ничем не напугать. По словам председателя Банка России Сергея Игнатьева, пока с инфляцией все обстоит удивительно благополучно.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Запад ищет нестандартные пути выхода из рецессии

Нобелевский лауреат по экономике Пол Кругман и известный журналист Питер Кой провели обсуждение в газете New York Times на тему, когда наступит следующий финансовый кризис.