Латинская Америка никогда не относилась к числу регионов, где влияние СССР/России можно было бы назвать определяющим, или хотя бы значительным. Отсутствие политического влияния сказывалось и на военно-техническом сотрудничестве, находившемся в зачаточном состоянии. Со времен доктрины Монро считающийся вотчиной США регион и в XX веке исправно закупал оружие американского производства. В отдельных нечастых случаях — западноевропейского.
Советское военное присутствие в регионе обозначилось на рубеже 50-60-х годов, когда о помощи со стороны СССР попросила Куба. Поставки советского оружия помогли кубинцам отразить поддержанную США атаку на Плая Хирон, и построить достаточно серьезную военную машину, способную воздействовать на события на других континентах — достаточно вспомнить активное участие вооруженных сил Кубы в конфликтах на территории Африки.
Второй страной региона, начавшей сотрудничать с СССР, стала Перу. Поводом для сотрудничества стал приход к власти в 1968 году военных во главе с дивизионным генералом Хуаном Веласко Альварадо, и взятый новым режимом курс на сотрудничество с СССР. Большое впечатление на правительство Перу оказала советская помощь после разрушительного землетрясения 1969 года, когда СССР сумел оперативно организовать переброску гуманитарной помощи и техники на другую сторону Земли с помощью стратегических военно-транспортных самолетов Ан-22 «Антей».
Третьей крупной страной региона-союзником СССР и, как следствие покупателем советского оружия должна была бы стать Чили, однако переворот 1973 года и приход к власти Аугусто Пиночета нарушил все планы. В итоге, кроме Кубы и Перу СССР пришлось удовлетвориться сотрудничеством с маленькой Никарагуа, где в 1979 году к власти пришло просоциалистическое движение сандинистов.
Куба стала наиболее активным покупателем советского оружия — ее вооруженные силы были оснащены им на 100%. Перу осталась на втором месте, продолжая закупки в том числе и в Европе. Никарагуа, получившая некоторое количество стрелкового оружия и легкой техники, осталась третьей.
Этот список начал расширяться лишь в 90-е годы — оружие и военная техника российского производства появляется и в других странах региона — например, в Колумбии и Мексике. Об организованном военно-техническом сотрудничестве однако, речи не идет — имеют место ограниченные закупки небольших партий оружия с неясными перспективами на продолжение.
Ситуация начала меняться в новом веке. Первой страной Латинской Америки, которая решилась установить длительное и тесное военно-техническое сотрудничество с Россией после распада СССР, стала Венесуэла. В основе решения, как и в предыдущих случаях, лежала политика — Уго Чавес поссорился с США. В итоге, в 2005-2007 годах Венесуэла и Россия подписали ряд крупных соглашений о поставках оружия, обучении военного персонала и организации технической поддержки поставленной продукции. Среди заинтересовавших Венесуэлу систем особо стоит отметить истребители Су-30, вертолеты, автоматы Калашникова и системы ПВО.
Пример Венесуэлы оказался заразителен. О сотрудничестве с Россией в военной сфере задумались гиганты региона — Бразилия и Аргентина. Аргентина, обозначившая свой интерес визитом министра обороны Нильды Гарре, заинтересовалась системами ПВО, аппаратурой управления воздушным движением и вертолетами. Бразилия — истребителями и подводными лодками.
Очередным шагом на этом пути стал визит в Бразилию И.О. секретаря Совета Безопасности России Валентина Соболева, в ходе которого было подписано соглашение, предусматривающее сотрудничество в военно-технической сфере. Бразилия заинтересована в получении доступа к новейшим российским технологиям в аэрокосмической сфере, в частности — к разработкам по проекту истребителя пятого поколения. Кроме того, планы Бразилии по оснащению своего флота атомной подводной лодкой также требуют ознакомления с новейшими зарубежными технологиями в этой сфере, и, как можно видеть на примере сотрудничества с Индией, Россия может делиться такой информацией. Кроме того, Россия рассчитывает поставить Бразилии уже созданные самолеты 4++ поколения, такие, как Су-35.
Следует понимать, что и в данном случае основной причиной, заставляющей страны региона идти на сотрудничество с Россией, является политика, а если быть точным — стремление уменьшить практически монопольное влияние США. С этой точки зрения, приобретение российского оружия вкупе с созданием «латиноамериканского НАТО» является наиболее очевидным решением. Для России же подобное развитие событий можно назвать положительным во всех смыслах.
В экономическом — растет экспорт наукоемкой продукции. В политическом — «вероятный союзник» получает очередную головную боль. В дипломатическом — массовое приобретение странами Латинской Америки российского оружия и появление в регионе российских же инструкторов и советников будет, безусловно, способствовать повышению авторитета и влияния России как в регионе, так и в мире.
И, наконец, немаловажен моральный фактор. Сотрудничество со странами ближнего Востока и Средней Азии встречает осуждение со стороны достаточно большого количества людей, упрекающих Россию то в «поддержке исламского фундаментализма», то в «пособничестве терроризму». В отношении же сотрудничества с христианскими государствами Латинской Америки, управляемыми демократически избранными правительствами, подобные обвинения выдвинуть просто невозможно.