Российский либерализм, по сути, устроен очень просто. Каждое российское правительство, приходящее при низкой цене на нефть, является либеральным. Правительство Примакова пришло при низкой цене на нефть. Казалось бы, Примаков, ему сам Бог велел быть нелибералом, а в результате страна получила либеральнейшее правительство, самое либеральное, какое мы только когда-либо имели. Почему? Потому что оно ничего не делало. Когда низкая цена на нефть, выздоровление в мозгах происходит само собой. Когда цена на нефть высокая, такое впечатление, что повышается содержание то ли алкоголя, то ли нефти в головном мозгу Кремля. Там все сразу решают, что они великие – потому что цена на нефть высокая. Исходя из этого, можно предполагать, что вопреки, казалось бы, всем ожиданиям правительство Путина теперь будет либеральней. Если оно не будет либеральным, произойдет катастрофа.
Я не преувеличиваю. Катастрофа происходит не тогда, когда в стране низкая цена на нефть или высокая цена на нефть, а когда то, что делает правительство, не соответствует экономическим реалиям. Вот когда высокая цена на нефть, власть может делать все, что хочет. И с этим никто ничего не сможет поделать. А с низкой ценой на нефть должно происходить оздоровление. И произойдет либо оздоровление, либо катастрофа.
Я простой пример приведу, что такое катастрофа. Вот видели, как «Боинг» под Пермью грохнулся? С ним ведь ничего страшного поначалу не происходило, небольшая, по сути, неприятность – он должен был пойти на второй круг, и он потерял ориентацию. После чего пилоты заспорили, они вправо наклонились или влево наклонились. В результате перепутали, в какую сторону они наклонились… Вот с Россией приблизительно такая ситуация. Мы немножко «потеряли ориентацию», и надо идти на второй круг. Ничего в этом страшного. Но если мы сейчас еще и наклонимся не туда…