За время весеннего призыва таких было около сотни человек, говорят в Харьковском военкомате. Завтра первая партия призывников из Харькова отправится служить Родине. «Сегодня» побывала на областной медкомиссии: именно здесь решают, где парни проведут следующие полтора года. БЕЗ АНАЛИЗОВ ОТ ПРЕЗИДЕНТА. На Сортировке — стандартный набор врачей: терапевт, психиатр, невропатолог, хирург. В этом году по указу президента призывники должны были сдавать анализы на СПИД, сифилис и гепатит. Но в местных бюджетах денег на дорогие процедуры не нашли, поэтому, как и в прошлые годы, обошлись без дополнительных анализов. С толстыми картонными папками будущие защитники Родины толпятся в коридорах перед кабинетами в ожидании своей очереди, болтают и делятся опытом.
Двадцатилетний Иван Фаркаш после окончания строительного училища остался не у дел. «Идти оказалось некуда: стройки все закрыты, а жить-то нужно, квартиру снимать, девушку в кафе сводить. А не за что. Вот и решил пересидеть годик в армии. Там послужу, чему-то новому научусь, а когда вернусь — гляди, что-то изменится», — говорит парень. Его распределили в погранвойска, как и хотел. Будущий год он проведет на заставе в Ужгороде.
ПРОСЯТ «ГОДЕН». На прием к терапевтам заходят по двое. «Терапевту можно жаловаться на внутренние органы», — встречает коронной фразой врач Александра Чаленко. Здесь у всех худых интересуются, почему такой тощий, у полных — откуда лишний вес. «Здесь лучше перебдеть, чем недобдеть. Поэтому, если есть какие-то подозрения, стараемся направить на дополнительное обследование, ведь в армии на них наваливается большая нагрузка», — говорит Александра Ивановна. «Тебе бы в баню походить, а тебе — зарядку по утрам», — рассыпает советы терапевт Олег Кабат. Врачи констатируют: тех, кто «косит», мало, даже наоборот, скрывают болезни, чтобы пойти служить. «Бывало, и родители приходили, просили, чтобы ребенка признали годным, говорят, сейчас нужно в армию», — вспоминает председатель медкомиссии Алексей Мирошниченко. Случай из нынешнего призыва — здоровый товарищ пришел на комиссию за своего больного друга. Но подлог выявили и отправили парня домой.
Как и прежде, мечта любого призывника — попасть в аэромобильные войска, разведку или спецподразделение. «Хотят заниматься военной подготовкой, получить какие-то навыки, овладеть спецприемами, научиться водить танк, а не чистить картошку. Никто не хочет идти в хозчасти», — рассказывает заместитель военного комиссара Юрий Калгушкин. Нет желающих служить в спецслужбе транспорта, где учат водить тепловозы, строить железную дорогу. Предел мечтаний 18-летних парней — президентский полк. Из Харькова берут 24 человека, а требования очень высокие: рост не меньше 180 см, на теле — ни одной татуировки, а на лице — родинок и шрамов.
Симулянты и в Харькове не перевелись: попадаются, но реже. «Однажды парень прошел все комиссии, его признали годным, а в день отправки сказал представителю части, что в детстве употреблял наркотики. Кто ж такого ненадежного возьмет-то?» — рассказывает Юрий Калгушкин.
ПОЛКУ ПРИБЫЛО. Этой весной из Харьковской области в армию уйдут 1273 призывника, что на 250 человек больше, чем в осенью. Четверть ребят будут проходить службу в воинских частях Харькова и области, шесть уйдут служить в военно-морскую пехоту. Еще четверо будут проходить альтернативную службу в местах, назначенных райисполкомами. <TABLE style="WIDTH: 160px" align=right border=0> <TR> <TD align=left></TD></TR> <TR> <TD> <TABLE border=0> <TR> <TD> </TD></TR> <TR> <TD align=right>Отправить </TD></TR></TABLE></TD></TR></TABLE> Лина Полишко