США больше не могут жить и развиваться за счет высокого внутреннего спроса и исполнения роли мирового финансового центра, заявил на заседании Детройтского экономического клуба генеральный директор General Electric Co. Джефф Иммельт. По мнению топ-менеджера, для выхода из глубокой рецессии Америке необходимо вернуться к экономике, базирующейся на производстве и экспорте товаров. Выступая на заседании, он заявил: «Мы должны избавиться от высокомерия, ложных представлений и чувства, что все будет хорошо просто потому, что мы Америка. Мы лишились своего конкурентного преимущества, и это ударило по среднему классу».
Значительное число важнейших технологических процессов передано американскими компаниями внешним подрядчикам и иностранным подразделениям, напомнил Иммельт. Между тем, чтобы вывести экономику на траекторию роста, США необходимо снизить ее зависимость от финансового сектора, перераспределив не менее 20% всей рабочей силы в производственный. Сейчас количество американцев, занятых в производстве, составляет лишь половину от этой цифры.
«В то время как конкуренты Америки развивают производство и прикладные исследования, мы не уделяем технологиям достаточного внимания. Наша экономика сделала упор на получение быстрых прибылей финансовым сектором», – констатировал Иммельт.
General Electric, крупнейший производитель авиационных двигателей, турбин и прочего энергетического оборудования, высокотехнологичной медицинской техники и так далее, в полной мере испытал на себе «прелести» глобального кризиса. Из-за резкого падения доходов финансового подразделения корпорации – GE Capital – за прошедший год акции General Electric рухнули в среднем на 60%.
Заявления Иммельта прозвучали на фоне намерений GE открыть в Детройте новый научно-производственный центр, способный предоставить высокооплачиваемую работу 1,1 тысяче человек.
На первый взгляд, предложение топ-менеджера GE звучит достаточно здраво. Сегодня значительная (если не подавляющая) часть производственного потенциала США действительно выведена за пределы страны и обеспечивает доходами и рабочими местами население других стран. Финансовый сектор серьезно пострадал от кризиса, а звучащие из уст высокопоставленных политиков предложения о смене существующей мировой финансовой архитектуры не сулят американским финансистам ничего хорошего.
И хотя США еще долго будут оставаться крупнейшим мировым финансовым центром, былого объема операций достигнуть удастся не скоро или не удастся вообще. Отсюда следует, что страна неизбежно лишится значительной части доходов, создаваемых в этом секторе экономики. Для поддержания высокого уровня жизни американцев этот выбывший кластер, по мнению Иммельта, должен быть замещен производством.
Вполне вероятно, что движение в сторону новой индустриализации действительно станет одним из следствий нынешнего кризиса. Не исключено, что ряд американских компаний поспешат вернуть какие-то производства на территорию США, однако, скорее всего, это коснется НИОКР и отраслей с высоким уровнем добавленной стоимости, которые и так крайне редко прибегали к экспорту производства. Подавляющее большинство производственных компаний hi-tech и оборонно-промышленного комплекса традиционно не покидали территории США. Возвращать же назад предприятия по изготовлению одежды американских марок, компьютеров, бытовой техники и штамповке микросхем вряд ли кто-то решится. Основным смыслом их экспорта было снижение издержек, и возвращение их в США не решит главной задачи – не позволит создать новые высокооплачиваемые рабочие места, что, в конечном счете, поддержало бы высокий внутренний спрос.
За исполнение американцами работ, выполняемых сегодня жителями Китая, Индии, Бразилии предпринимателям придется платить в разы, а то и в десятки раз больше. Это, в свою очередь, приведет к потере конкурентоспособности американской продукции и станет еще большим злом для экономики США. Весьма показательным в данном плане является пример Европы. В Старом Свете уровень экспорта производства всегда оставался ниже американского. В итоге, значительная часть европейских компаний, занятых в производстве широкого спектра товаров на своей территории, оказалась неконкурентоспособной по отношению к своим европейским собратьям, вывезшим производства. Впрочем, в отличие от США, Европейский союз достаточно неоднороден в плане экономической развитости входящих в него государств, что позволяет ведущим европейским компаниям экспортировать производства в более «дешевые» страны в пределах ЕС.
Таким образом, предложение Иммельта, по сути, противоречит самой основе глобального капитализма, базирующегося на экспорте не готовых товаров, а самих производств. В последнее время все чаще можно слышать, что нынешний кризис стал кризисом глобального капитализма, а быть может, и капитализма вообще. Вполне возможно, что это и так. Однако это не означает, что мир ждет возвращение к какой-то известной ранее форме производства, поэтому в повторную индустриализацию постиндустриального мира верится с трудом. Весь исторический опыт показывает, что полноценный откат к прошлому ни в одной из областей человеческой жизни невозможен. В некоторых случаях история все же имела неосторожность повторяться, как правило – в виде фарса.