Критики программы обновления автопарка утверждают, что премией за утилизацию входящие в правящую коалицию партии хотят привлечь на свою сторону избирателей перед намеченными на 27 сентября выборами в бундестаг.
После начала реализации этой программы автосалоны в Германии стали напоминать дешевые супермаркеты: продавцы не успевают обслуживать многочисленных клиентов.
Берлин. Автоцентр Markenautomobile. Узнав о новой государственной дотации, супруги-пенсионеры Эрнст Вильхельм и Гизела Мюльфельд стали задумываться над тем, чтобы сменить старенький Volkswagen Golf на новый автомобиль. Пожилым людям непросто принять решение о покупке, признается Гизела Мюльфельд:
– В последнее время мы во всем вынуждены были себя ограничивать. Какую-то сумму денег удалось скопить. Скоро мы сможем снять деньги с депозита и, возможно, сменим машину. Правительственная премия за утилизацию пришлась как нельзя кстати.
Продажи в автоцентре Markenautomobile после введения госдотации выросли на 60 процентов. Бьорн Леонхардт, владелец автосалона Markenautomobile, рассказал о процедуре "обмена":
– Клиент сдает старый автомобиль и в тот же день берет новый. Мы сами занимаемся оформлением премии за утилизацию.
Продажи новых автомобилей растут. Более 1 700 000 заявок подано на получение госдотации. Ажиотаж вокруг премии за утилизацию старых машин достиг столь небывалого размаха, что многие немецкие психологи и социологи забеспокоились. Среди них и профессор психологии Бременского университета Петер Крузе:
– Кому пришла в голову идея назвать металлоломом автомобиль, находящийся еще в достаточно хорошем состоянии? То, что происходит в немецком обществе после введения премии за утилизацию, я бы назвал эмоциональным обесцениванием легкового транспортного средства как такового. А в долгосрочной перспективе это обесценивание автомобиля можно будет сравнить с землетрясением.
Однако власти считают эту программу своим серьезным успехом. Вот что заявила федеральный канцлер Ангела Меркель в Рюссельсхайме, выступая перед рабочими одного из заводов автоконцерна „Опель“, серьезно пострадавшего от мирового финансового кризиса:
– Я считаю, что премия за утилизацию поможет „Опелю“.
По мнению ряда ведущих немецких экономистов, введение премии – мера неразумная и дорогостоящая. Кстати, она обошлась государству в несколько миллиардов евро. Скептически настроен и председатель Экспертного совета по оценке общеэкономического развития при правительстве Германии Вольфганг Франц:
– Только одна отрасль, автомобильная, получает поддержку со стороны властей. И это сразу же негативно отражается на других сферах экономики. В частности, возникают проблемы с реализацией мебели, электроники… Да, сейчас дела у автопрома идут хорошо. А что будет в следующем году, когда премию за утилизацию старых машин отменят? Затраченные миллиарды евро рано или поздно лягут в виде бюджетного дефицита на спины налогоплательщиков, ведь деньги-то с неба не падают.
Сотрудник расположенного в Киле Института мировой экономики Альфред Босс уверен, что меры по утилизации старых машин носят предвыборный популистский характер:
– Власти Германии проводят политику, которая служит интересам автомобильной промышленности. Возможно, цель правительственной программы обновления автопарка – повлиять на итоги сентябрьских выборов в бундестаг.
Пенсионер из Берлина Эрнст Вильхельм считает, что введение программы утилизации старых машин – единственное решение нынешних немецких властей, на которое, перед сентябрьскими выборами в бундестаг, может позитивно отреагировать избиратель:
– Граждане Германии должны иметь равные права при приобретении каких-либо благ. Если одни что-то получают, а другие – нет, то это несправедливо.
Немецкие средства массовой информации отмечают, что денег в бюджете на выплату премии за утилизацию старых машин хватит всего на несколько недель – как раз до намеченных на 27 сентября выборов.