История индексации котировок американских фондовых бирж начиналась с Dow Jones. В 1884 году редактор The Wall Street Journal Чарлз Доу создал Dow Jones Transportation Average, который объединил показатели акций одиннадцати транспортных компаний, в первую очередь железнодорожных. А в 1896 году был создан аналог для крупнейших промышленных производителей — Dow Jones Industrial Average — который дожил до наших дней. Как отмечает историк американского фондового рынка, профессор финансов Чарлз Гайсст (Charles Geisst), до появления фондовых индексов на американских биржах царил полный хаос. «Манипуляции, слухи, проплаченные новости — вот что доминировало на рынке», — говорит он в блоге в The Wall Street Journal. По его словам, с появлением Dow больше нельзя было просто сказать «это был плохой день», чтобы устроить распродажу. Таким образом, влияние Dow Jones на формирование развитого фондового рынка в США трудно переоценить. Золотые времена индекс пережил в 50-е — 60-е годы. Шок после биржевого краха времен Великой Депрессии прошел, и мелкие инвесторы вновь начали активно вкладываться в акции на фоне послевоенного процветания. Интерес к биржевым котировкам по всей Америке привел к тому, что табло, на которых показывался индекс Dow Jones и его изменения, стали устанавливаться буквально везде. Однако с 70-х годов ситуация вновь изменилась. Управление финансами в тот период стало более «научным», на рынке появилось множество профессиональных менеджеров. Они применяли более комплексный подход, учитывая большее количество котировок. В результате популярность Dow, объединявшего акции всего лишь 30 крупнейших компаний, существенно снизилась. На первый план стали выходить более широкие показатели, вроде S&P 500, который отслеживал изменения стоимости акции 500 ведущих американских корпораций. Прибыль от составления индекса Dow Jones стала постепенно снижаться. В результате в 2007 году компания, занимающаяся этой работой, была продана News Corp. С тех пор ее отдельные финансовые показатели не публикуются. Последние же данные независимой компании показывали годовой уровень продаж в размере 101 миллиона долларов. Между тем, включение Dow Jones в структуру медиагиганта News Corp. самой корпорации Руперта Мердока принесло не много пользы. Общая стоимость компании (не только собственно службы составления индексов, но и многочисленных СМИ, включая The Wall Street Journal), составила в 2007 году 5,2 миллиарда долларов. Из них около 2,8 миллиарда во время кредитного кризиса пришлось списать. Поэтому новость о продаже Dow Jones какой-то сенсацией не стала, дело к тому и шло. Очевидно, News Corp. признала этот эксперимент неудачным. Однако продавать Dow Jones Мердок будет не вместе со смежными медиакомпаниями, а отдельно. Именно в связи с этим обстоятельством и распространяются слухи о том, что индекс Dow Jones может сменить свое название. В то же время освободившись от ряда активов, News Corp. намерена создать на базе The Wall Street Journal систему платных финансово-экономических новостей, аналитических статей и обзоров (сейчас доступ к The Wall Street Journal является платным частично). Сумма сделки предварительно оценивается в 700 миллионов долларов. Основными претендентами на то, чтобы взять знамя американского фондового рынка в свои руки, считаются компания MSCI Barra, рассчитывающая более 130 тысяч различных индексов по всему миру, электронная биржа NYSE Euronext, а также агентство Bloomberg. Между тем, в финансовых кругах США недоумевают по поводу возможной смены названия главного американского фондового индекса. «Будет трудно представить себе, что индекс Dow Jones будет называться как-то иначе, — говорит в интервью Bloomberg управляющий инвестфондом Hodges Capital Management Эрик Маршалл. — 30 крупнейших американских компаний, объединенных в один индекс, кажется, существовали вечно. Когда кто-то спрашивает вас: „Ну как там рынок?“, — вы отвечаете: „Поднялся на 100 пунктов“, автоматически имея в виду показатель Dow Jones».