Есть у кризиса начало, но не видать ему конца. Еще пару недель назад президент США Барак Обама радостно говорил о восстановлении экономики. Его бодрый тон подхватил и председатель Федеральной резервной службы (ФРС) страны Бен Бернанке. Оба почтенных джентльмена разделили между собой лавры победителя, а в мире запахло надеждой на скорый выход из кризиса. Тем больший эффект произвел опубликованный во вторник отчет Службы управления и бюджета Белого дома. Согласно документу, восстановление экономики окажется более затяжным, чем планировалось.
Для Соединенных Штатов вторник, основные новости которого докатились до России в среду, оказался весьма напряженным. Явно окрепший и отдохнувший президент страны Барак Обама, прервав свой отпуск, развил по-настоящему бурную деятельность. Для начала он выдвинул кандидатуру Бена Бернанке в качестве главы ФРС на второй срок. Затем с головой погрузился в противоречивые вести с полей борьбы с кризисом.
Сначала, казалось бы, блеснул луч надежды в виде очередной порции статистических данных, свидетельствующих о позитивных сдвигах. Во-первых, индекс доверия потребителей в Соединенных Штатах к экономике страны (рассчитывается исследовательской организацией Conference Board) в августе продемонстрировал первый за три месяца рост. Во-вторых, не разочаровал, а даже порадовал рынок недвижимости. Темпы падения стоимости жилья в 20 крупнейших городах США существенно притормозились, составив в июне 15,4% (по прогнозам экспертов — 16,4%) по сравнению с 17% месяцем ранее.
Но затем грянул гром в виде отчета Службы управления и бюджета Белого дома. Он показал, что все куда хуже, чем планировалось ранее. Если в мае администрация предсказывала падение экономики США в 2009-м на 1,2%, то сейчас ориентируется уже на 2,8%. Да и на 2010 год теперь возлагаются куда меньшие надежды. В следующем году, говорится в отчете администрации президента, ВВП США увеличится на 2%, а не на 3,2%, как ожидалось ранее. И только в 2011-м подъем экономики ускорится до 3,8%.
Очевидно, неблагополучно все обстоит и с дефицитом бюджета. В этом финансовом году (заканчивается 30 сентября) он уже побил все возможные рекорды. И это даже с учетом того, что на прошлой неделе администрация пересмотрела оценку дефицита бюджета с $ 1,84 трлн до $1,58 трлн. На самом деле, не особенно принципиальная разница. Потому, что размер «дыры» оказался все равно втрое больше, чем в прошлом году. Не радуют и прогнозы на следующий финансовый год (начинается 1 октября). Если раньше планировалось, что казне не хватит $ 1,26 трлн, то теперь в вашингтонской администрации ожидают более высокого показателя — $1,5 трлн.
По словам главы службы Питера Орсага, этот факт свидетельствует о том, что рецессия оказалась куда более глубокой, чем считалось еще несколько месяцев назад. А главный экономист Белого дома Кристина Ромер заявила, что повышение отражает ожидания более медленного роста экономики в 2009-2010 годах из-за «суровости кризиса в США и у наших торговых партнеров».
Так ли уж все это трагично? Конечно, оптимизмом отчет президентской администрации не пышет и им же не заряжает. Тем не менее прогнозы говорят лишь о том, что восстановление не отменяется, а просто затянется на более длительный срок. Но это с одной стороны.
С другой — новый взгляд на перспективы выхода из кризиса ставит перед Вашингтоном новые задачи. Рекордные показатели дефицита бюджета и необходимость оживить экономику заставили власти США пойти на беспрецедентные денежные вливания. Для чего, как известно, был запущен «печатный станок», под необеспеченную продукцию которого правительство активно занимало внутри страны и по всему миру.
В итоге величина госдолга побила даже самые невообразимые еще совсем недавно рекорды. Тем не менее до бесконечности печатать деньги Соединенные Штаты не могут — слишком велик инфляционный риск. Если бы восстановление экономики происходило по сценарию, написанному в мае, то уже в этом году мог бы начаться процесс стерилизации денежной массы. Но, вероятно, он будет отложен. Дыра в бюджете не располагает к тому, чтобы прекратить активные заимствования.
В этой связи и Бену Бернанке, новому-старому главе ФРС, и президентской администрации придется поломать голову над тем, как разгрести последствия антикризисных мер. Недавно Бернанке заявил, что инструменты, которые нейтрализуют негативный эффект работы «печатного станка», у него имеются. Какие не сказал, но, очевидно, применить их придется. И уже в ближайшее время.