Поездки российских лидеров обходятся гражданам страны в «кругленькую копеечку». Это выяснили журналисты «Собеседника» по фактам недавней поездки премьер-министра Владимира Путина в Польшу.
О «русском размахе» заговорили, когда премьер и его свита сняли целую пятизвездочную гостиницу «Софитель Гранд Сопот».
«Софитель» – мировая сеть гостиниц высокого класса. Отель находится и в центре польского Сопота, и на берегу моря одновременно. Он был построен в 1927 году и включает 127 одно — и двухместных номеров, ресторан, 6 конференц-залов, сауны, джакузи, фитнес-центр, казино и салон красоты. Пресс-секретарь гостиницы отказался сообщить, сколько заплатила российская делегация, но это нетрудно сосчитать. Стандартные номера в отеле стоят 115 евро (одноместные) и 118 евро (двухместные).
Стоимость «президентского» номера польские хотельеры держат в секрете. Но известно, сколько номера такого уровня стоят, не говоря уже о том, что этот – исторический (в нем останавливались многие мировые лидеры от Адольфа Гитлера до Фиделя Кастро и Шарля де Голля). Даже с учетом возможной скидки на опт выходит около 20 тыс. евро в сутки за все номера отеля в сумме. При этом сам Владимир Путин занимал дорогостоящий номер только сутки, а его помощники трудилась на морском побережье в течение 3 дней до начала визита.
Обычно прилет многочисленной делегации не особо афишируется, чтобы не пугать иностранцев, как это было в Австрии, где после путинского визита газеты еще несколько дней не могли отойти: зачем российский президент привез с собой 120 человек сопровождения? Но в Польше не обошлось без маленького технического ЧП: самолет с персоналом премьер-министра задел крылом столб во время посадки в аэропорту польского Гданьска, поэтому прилет многочисленной свиты не остался незамеченным.
Отели не ниже 5 звезд – это по протоколу. В Испании Владимир Путин останавливался в гостинице, которая уже привыкла к королевским особам, в Давосе – в 80-метровом номере горнолыжного вип-комплекса по цене 959 долларов сутки, в Таиланде – в 5-звездочном «Шератоне». Чтобы первые лица не ударили в грязь лицом перед иностранными коллегами, селясь в не подобающих их статусу номерах, в федеральном бюджете есть строка «Функционирование главы государства», она тянет на 6,5 млрд рублей в год и включает расходы не только на главу, но и на нужные ему службы.
«То, что президент или премьер размещаются в вип-номерах, дает не самую большую статью расходов, гораздо больше тратится на авиаперелеты самих первых лиц и их помощников – это уже серьезная строчка в бюджете», – считает ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Павел Салин.
По словам журналистов президентского и премьерского пулов, до президента или премьера в регион следования вылетают охрана, сотрудники ФСО, пресс-служба, протокол. Отдельным рейсом отправляются бронированные авто первых лиц и обслуга – техники, механики. Чаще всего есть еще «предсамолет», который везет экспертов, чьи советы могут экстренно пригодиться по ходу визита, и журналистов. Этот рейс прилетает, как правило, за день до «главного» и улетает на день позже.
Иногда список сопровождающих расширяется – например, как рассказывают в принимавшей Владимира Путина индийской гостинице Maurya Sheraton, персонал отеля поразило появление русских гигиенистов, санитаров и микробиологов, которые до приезда премьера РФ взяли в отеле несколько проб воды и воздуха, а также вытерли привезенной из России водкой все столовые приборы и поверхности в номере. Визит Путина в Индию прошел хорошо.
Если подсчитать летние поездки наших лидеров, то необъявленное соревнование выиграл Владимир Путин, который выезжал за пределы Москвы 20 раз, тогда как Медведев – только 13, пишет «Собеседник».
При этом Путин улетал дальше – до Дальнего Востока, зато Медведев побывал в наиболее опасных местах – Дагестане и Южной Осетии. Оба побывали на родине в Санкт-Петербург – Путин трижды за лето (один раз на открытие парусной регаты), Медведев – один раз, но сразу на три дня Экономического форума.
Также президент и премьер выписывали себе по две командировки на российское черноморское побережье, где приятное совместили с полезным: Медведев встретился с президентом Белоруссии Лукашенко, а Путин не только отдохнул, но еще и отметился визитом в хозяйство хутора Выселки, а в другой раз заехал в бывшую всесоюзную здравницу – Абхазию.
В российских регионах «русский размах» понимают лучше, чем в зарубежных далях. Например, под Новосибирском в ожидании Владимира Путина построили горнолыжную трассу и назвали ее «Благодать». В Белокурихе, которую называют сибирским Давосом, Путин останавливался в небольшом санатории, из которого на момент его визита попросили посетителей, а по периметру окружили охраной. «Еду Путину готовил свой, привезенный из Москвы повар из продуктов, которые тоже привезли с собой, – рассказали в Белокурихе журналистам. – Визит был недолгим, и продукты не успели испортиться».
Заграничные вояжи российских лидеров обычно растягиваются на 2-3 дня, даже если до этой самой заграницы рукой подать. В поездки по России президент и премьер ездят одним днем – каким бы далеким ни был маршрут. Либо российские маршруты составляются таким образом, чтобы охватить сразу несколько близлежащих территорий.
В Управделами президента это представляют экономией бюджетных средств. Так, летом Путин провел один рабочий день в Иркутске, где спускался на дно Байкала, следующий день выделил на отдых в Республике Тыва, которую давно полюбил – отдыхает там не первый раз и даже привозил туда князя Монако.
Путин в Тыве отдыхал, а его помощники работали: подготовить палаточный лагерь в тайге на берегу реки и сделать его безопасным для пребывания – это задача для службы безопасности не из легких. Пресс-служба тоже не сидела сложа руки – мир своевременно узнал, что Путин, как «простой турист», сплавлялся по реке и общался с семьей «обычного» пастуха.
Простые россияне надолго запоминают визиты вождей. Помимо прочего, из-за городских пробок и перекрытых улиц. Жители курортного Геленджика в этом году так вообще начали строчить гневные письма Дмитрию Медведеву сразу, как только он покинул их маленький южный городок. Президенту припомнили и невозможность попасть на морские набережные и пляжи, и не доехавшие до больных машины скорой помощи. А в столицах подобным уже никого не удивишь