Вчерашний обвал ММВБ на 17,45% стал крупнейшим со времен дефолта 1998 года, когда российское государство отказалось платить по собственным долгам.
Обвалы рынков всегда происходят неожиданно, однако наблюдатели отмечают, что и до 16 сентября российский рынок демонстрировал все признаки неустойчивости.
Тем не менее, падение ММВБ во вторник многих привело в замешательство. Российский рынок, в отличие от многих других, в меньшей степени связан с американским, а российский бюджет не зависит от внешних вливаний и не требует заимствований для поддержания баланса.
Московские финансовые аналитики утверждают, что нынешний провал, связан прежде всего, с внутренними причинами, что делает его еще более неприятным. Финансовым посредникам необходимо все больше ликвидных активов для покрытия инвестиций крупных клиентов, сделанных в кредит.
Дэвид Азеркофф, главный аналитик «Ренессанс-Капитал» говорит: «То, что мы имеем сейчас – токсическую смесь — снижение цен на нефть тут, падение акций там, что в конце концов вынуждает крупных инвесторов закрывать позиции, продаваться, а это в итоге ведет к падению биржи».
Другой аналитик еще более резок в своих оценках: « Это кровавая баня». Его слова не кажутся преувеличением после того, как акции флагмана российской экономики – Газпрома упали 16 сентября на 30%. Утром 17 сентября, до закрытия торгов, Газпром успел упасть еще на 4%. За полгода стоимость Газпрома упала на 200 миллиардов долларов, похоронив надежды руководства компании и страны превратится в крупнейшую корпорацию мира с капитализацией в триллион долларов. На данный момент, после всех потерь, капитализация Газпрома не превышает 150 миллиардов долларов.
Проблемы Газпрома были предсказуемы. 2007 год компания закончила с безумным долгом в 40 миллиардов долларов, природа которого – в агрессивной скупке конкурентов и массированных капиталовложениях. Этот долг не уменьшается, а увеличивается, на 1 процент каждый день.
Причиной неприятностей Газпрома и российских нефтяных компаний является упорное снижение цен на энергоносители, которого никто не предсказывал еще 3 месяца назад. Однако, нельзя не согласиться с тем, что нынешний кризис – еще один урок тем, кто думает, что стабильную экономику можно создать только за счет безжалостной эксплуатации нефтяной помпы.
Сейчас правительство обсуждает возможное снижение НДС на нефтепродукты. Это может помочь в краткосрочной задаче возвращения на рынок убегающих с него инвесторов. В долгосрочной перспективе это лишь усилит зависимость всей экономической машины России от бумов и спадов нефтяной торговли.