Конгрессмены не спешат принять план по борьбе с финансовым кризисом, предложенный Минфином и ФРС США. Слушания в сенате продолжались более пяти часов, сообщает ВВС. Бернанке заявил, что финансовая система США наверняка рухнет, если не предпринять срочных шагов. Глава банковского комитета в сенате Крис Додд назвал план Минфина неприемлемым в том виде, в котором он был предложен.
Глава Федеральной резервной системы США Бен Бернанке и министр финансов Генри Полсон выступили в банковском комитете сената США, призвав конгрессменов как можно скорее принять план по борьбе с финансовым кризисом стоимостью в 700 млрд. долларов.
Однако конгрессмены отнеслись к предложению финансистов весьма скептически. Многие представители обеих партий (что симптоматично) высказали опасения, что налогоплательщики будут платить за ошибки банкиров. Республиканцы, выступающие против плана, считают, что он наносит удар по капиталистической системе. Один из сенаторов даже назвал его «финансовым социализмом» и «неамериканским».
Американские законодатели потребовали гарантий того, что в выигрыше, в случае утверждения плана, останутся не только структуры Уолл-стрит, но и рядовые домовладельцы. Некоторые же и вовсе заявили, что считают предложенный план «потенциальной растратой бюджетных средств».
«Вне всякого сомнения, наша финансовая система требует немедленного вмешательства и поддержки, — сказал сенатор-республиканец из банковского комитета Ричард Шелби. — Однако вряд ли мы сможем разрешить сложившуюся ситуацию, потратив такую огромную сумму денег при минимальных гарантиях успеха».
Кроме того, конгрессмены требуют более четкой картины того, как именно план должен претворяться в жизнь.
Белый дом призвал республиканцев и демократов к тесному сотрудничеству во имя скорейшего выхода из финансового кризиса.
Предлагаемый план является самым масштабным в истории страны. Согласно ему, американское правительство сможет выкупать необслуживаемые кредиты у банков, работающих на территории США.
Минфин США запрашивает для этого неограниченные полномочия.
Между тем Американский фондовый рынок продолжает то расти, то снижаться: если в начале торгов рост составлял несколько десятых долей процента, то по завершении выступления Генри Полсона в сенате индексы уже снижались.
Итог слушаний в конгрессе и неясность, связанная с будущим плана, отразились и на европейских и азиатских рынках акций, которые накануне резко снизились.
Таким образом, оправдываются опасения инвесторов, которые с самого начала сомневались в скором и беспрепятственном принятии плана, что способно усугубить кризисные явления в мировой экономике.
От редакции: Фактически мы наблюдаем смену общественно-экономической формации в ведущей мировой державе, то, что еще не имеет точного наименования, и с легкой руки Тоффлера именуется то «постиндустриализмом», то «глобализмом» и т.п. Хотя более ранние марксистские источники называли это «империализмом как завершающей стадией капитализма».
Американский парламент, что также симптоматично, выступает в качестве единого хранителя либеральной традиции, на которой и строилось государство США, без разделения на республиканцев и демократов. Администрация президента Буша как проводник новой тенденции также адресуется к парламентариям без разделения на партии, уже как бы видя перед собой некую американскую «Единую Россию».
Признаки нового строя описываются по-разному, но, опять же, начиная с Тоффлера, считается, что новый строй приобретет черты всех предыдущих формаций — феодализма и даже, может быть, рабовладения (что не удивительно в США, только к концу 19-го века отменивших рабство).
В частности если американское правительство сможет выкупать необслуживаемые кредиты у банков, то возможности взимать долги несостоятельных граждан у государства, конечно, неизмеримо больше, чем у частной банковской структуры. Трудно утверждать, что в США появятся долговые тюрьмы или долговое рабство, но ограничение конституционных свобод для несостоятельных должников практикуется уже во многих странах, включая и Россию. Например, при пересечении границы у несостоятельного должника возникают проблемы, хотя буржуазная конституция гарантирует ему право свободного перемещения. Всего лишь продолжая эту линию, можно прийти к ограничению для «государственных должников» права свободно менять место работы и место постоянного проживания. И вот уже налицо крепостное право, которое в России сформировалось только к правлению Бориса Годунова, и которое также представляло собой процесс закрепления за землей (тогда — основным средством производства) должников, не сумевших расплатиться по натуральным кредитам.
В России, между прочим, формирование новых отношений привело к гражданской войне 17-го века, получившей в истории наименование Смуты. И только когда крепостникам во главе с Романовыми-Захарьиными удалось силой подавить остававшихся свободными казаков и часть родовой аристократии, желавшей сохранения прежних порядков, в стране утвердилось крепостное право. Не случайно, кстати, и последний Романов в анкетах называл себя «землевладельцем».
В США кровопролитная гражданская война 19-го века тоже происходила между рабовладельцами и сторонниками новых на тот момент капиталистических отношений. Теперь же Юг в лице династии Бушей берет своего рода исторический реванш, разумеется, на новом витке истории. Теперь «новые феодалы» представляют собой более прогрессивную историческую силу, и, следовательно, объективно обречены на успех.
Если конгрессмены и сенаторы не захотят «революции сверху» по-хорошему, то они получат ее «по плохому» — в виде развития вполне реального финансового кризиса, крушения финансовой системы, опирающейся на апофеоз либерального капитализма — Федеральную резервную систему, которая, в свою очередь, даже не государственная структура, а консорциум частных банков. Будущие «конфедераты» Буша будут сражаться за национальный контроль над национальными финансами, как в 1917-18 годах пришедшие к власти большевики были вынуждены в борьбе с консорциумом российских банков, не хотевших принимать революцию, ликвидировать финансовое обращение и перейти временно к системе «военного коммунизма» и натуральному обмену.
Итог будет один — усиление централизации власти в США, ликвидация остатков буржуазных институтов (включая сюда и либеральные свободы), установление нового глобального порядка. Сегодня на пути этого стоит «старая» парламентская система в США, конституция, унаследованная еще со времен отцов-основателей и архаичные финансовые институты, такие как ФРС. Скорее всего, новый американский президент, кем бы он ни был, будет проводить именно такую линию — не хотите по-хорошему, получите по-плохому…