Главная » Финансы » Зачем Россия содержит Америку, или кому это надо?

Зачем Россия содержит Америку, или кому это надо?

Кризис, охвативший финансовую систему США вызвал настоящую панику в самой развитой из развитых стран, а его не прекращающиеся последствия, в той или иной мере испытали на себе практически все остальные страны мира. Сказать, что это было полной неожиданностью — кривить душой: аналитики и эксперты много лет говорили о том, что надёжность доллара, как и самой финансовой системы США – не более чем миф. О какой надёжности валюты может идти речь, если страна в колоссальных долгах, а сама валюта безостановочно печатается и выбрасывается на мировой рынок? Ещё лет 15 назад финансовые эксперты писали, что реальная стоимость доллара в десятки раз меньше стоимости бумаги, на которой он напечатан. А обеспечен он или той же бумагой, или вообще виртуальными и несуществующими ценностями, как «индекс», «котировка», «рейтинг». Обеспечивать свою денежную единицу реальными ресурсами, такими как золото, нефть, газ, металлы, Америка не желает. Это удел, как выразилась Кондолиза Райс (Condoleeza Rice) «третьесортных поставщиков сырьевых ресурсов», к которым она, безусловно, относит и Россию. Удивительно, что представитель страны, которая должна нам кучу денег и живёт, по сути, за наш счёт, оскорбляет нас, как бедных родственников! О каких долгах идёт речь, спросите вы. Об очень и очень внушительных!

Для начала рассмотрим то, что Америка должна другим странам, т.е. совокупный внешний долг США. По состоянию на апрель 2008 года он составлял $13,77 триллиона. А ВВП Америки в 2008 году запланирован на уровне $14,4 триллиона и, каким он реально окажется на конец года, одному только богу известно. Но даже не это главное, а то, что динамика сползания США в долговую яму потрясает воображение своими темпами: $1 миллион в минуту. Статистика показывает, что в 2003 году совокупный внешний долг США составлял $6,95 триллиона и всего за 5 лет администрация Буша умудрилась его увеличить практически вдвое!

Что же касается внутреннего долга США, то он ещё более гигантский и почти в 4 раза превышает ВВП страны! Аналитики полагают, что если собрать все долги «дяди Сэма», а это долги частного предпринимательского сектора, по кредитным карточкам и закладным на недвижимость, плюс корпоративные и финансовые долги с опционами, дериватами и тому подобными, и, наконец, долги государственных и местных самоуправлений, то получится просто фантастическая цифра в $37 триллионов.

Однако, и эта невообразимая цифра ещё не окончательная. Так, по мнению главного финансового инспектора США Дэвида Уокера, который проводит аудиторский контроль федерального правительства, счёт за долгосрочные обязательства, которые взяло на себя правительство США по отношению к кредиторам, пенсионерам и бедным, достигает $43 триллиона, то есть $145 тысяч на каждого жителя США или $350 тысяч на каждого работающего полный рабочий день американца.

При такой, казалось бы, очевидной ненадёжности американской финансовой системы, как ни странно, Россия находится на восьмом месте стран — крупнейших держателей государственного долга США. По данным журнала «Финанс», к середине лета 2008 года Америка только по своим государственным обязательствам уже была должна России $65,3 миллиардов или 2,5% всего своего госдолга.

Эти $65,3 миллиардов – совокупные средства из Фонда национального благосостояния, Резервного фонда и золотовалютных резервов РФ, инвестированные только в государственные облигации США.

Кроме этого, некоторая часть российских денег вложена в облигации американских ипотечных корпораций Fannie Mae и Freddie Mac. Доля этих облигаций в портфеле нацфондов составляет 3,6%, или порядка $220 миллионов, ещё около $100 миллионов в эти печально известные компании вложил Банк России.

Что же касается российских средств, размещённых на счетах крупнейших американских банков, то куда и сколько, точно узнать практически невозможно, так как Минфин предпочитает не распространяться на этот счёт.

По мнению же некоторых аналитиков, в американские активы вложено около 49% совокупных средств российских фондов и резервов — практически половина всех средств российского народа, призванных защитить их от всевозможных потрясений. По данным Банка России на 1 сентября 2008 года золотовалютный резерв нашей страны составил $595,902 миллиардов, объём Резервного фонда — $142,60 миллиардов, Фонда национального благосостояния — $31,92 миллиардов. Если верить этим цифрам, получается, что в США находится порядка $392,91 миллиардов наших валютных ресурсов.

Удивительно, но мы спонсируем экономику страны, постоянно угрожающую нам не только различного рода санкциями, но и строящую у наших границ системы ПРО и даже вооружающую наших врагов, убивающих наших же граждан!

И если с Китаем и Японией, на долю которых приходится 40% долговых обязательств США, всё более-менее ясно: они просто вынуждены давать американцам деньги, грубо говоря, чтобы те покупали их товары. И потому оба азиатских монстра зависят от объёмов своего экспорта в США и от платежеспособности американского потребителя. Но у нас с Америкой ситуация кардинально иная и в нашем внешнеторговом обороте экспорт российских товаров в США не превышает 5%. В основном Америка покупает у нас топливно-энергетические ресурсы и сталь. А это, согласитесь, товар, с которым никакие термосы и резинки для волос соперничать не могут. А значит, даже если торговые объёмы между нашими странами и уменьшатся, то Россия от этого ничего не потеряет. Свою нефть, газ и металл она всегда продаст – желающие в очередь выстроятся. А потому, ситуация, когда мы вливаем огромные суммы в экономику США, вызывают, мягко говоря, недоумение.

Недоумевают и некоторые наши депутаты. Так на пленарном заседании Госдумы депутат Семён Багдасаров заявил, что из-за событий на Кавказе российско-американские отношения накалились практически до предела и сейчас как никогда высока вероятность того, что американцы могут взять и просто присвоить российские деньги. Депутат напомнил прецедент 1979 года, когда американским правительством вначале были заморожены, размещённые в США финансовые средства Ирана, а позже они были и вовсе присвоены.

И подобных примеров решения конфликтных ситуаций в современной американской истории немало. Так, в 1956 году банки Великобритании, США и Франции заморозили валютные счета Египта в ответ на национализацию Суэцкого канала. В 1971 году американские банки блокировали все чилийские счета в иностранной валюте и организовали кредитную блокаду после прихода к власти в Чили правительства Народного единства. В январе 1986 года администрация США, недовольная независимой внешней политикой Ливии и нежеланием страны подчиниться диктату Вашингтона, объявила валютную блокаду, заморозив все её валютные активы в американских банках и их филиалах.

Вот уже и в отношении России подобные мысли, вероятно, начинают крутиться в головах некоторых высокопоставленных и особо сообразительных американцев. А иначе как расценивать заявление директора Национальной разведки США Майкла Макконелла, что «суверенные фонды, в том числе российский Cтабфонд представляют серьёзную угрозу США».

И как поведёт себя наше правительство в подобной ситуации пока не ясно. Нет ясности и с будущим американской финансовой системы, с каждым днём всё глубже сползающей на дно пропасти. Разразившийся в стране кризис, который многие аналитики считают самым крупным со времён Великой депрессии 30-х годов двадцатого века, привёл к панике не только простых американцев, но и даже высших должностных лиц. Президент США Джордж Буш обратился к нации с незапланированным телеообращением, которое транслировали все ведущие телерадиокомпании страны. Однако никого успокоить ему так и не удалось. И прежде всего потому, что подавляющее число американцев в этой ужасающей ситуации считают виновным именно его администрацию.

Что говорить, ведь даже у однопартийцев Буша – республиканцев, мягко говоря, уже сдают нервы в ожидании окончания его президентского срока. И, так называемый «план Полсона» по выводу проблемных активов из американской финансовой системы стоимостью $700 миллиардов неожиданно для многих конгрессом США был, практически, отвергнут. А заблокировали его именно республиканцы, назвав «социализмом».

В целом решение конгрессменов отражает настроения рядовых американцев, которые считают антикризисную программу правительства как минимум несправедливой. Выделение из бюджета 700 миллиардов долларов на поддержку Уолл-стрит означает резкий рост национального долга США и, как следствие, увеличение нагрузки на американских налогоплательщиков. В среднем, выходит по 10 тысяч долларов с каждой семьи, что даже для не очень бедных американцев является весьма приличной суммой. Более того, простые граждане не желают расплачиваться за ошибки финансистов, получавших умопомрачительные прибыли, зарплаты и бонусы. Ведь получается, они гребли лопатами миллионы, естественно, не делясь своими прибылями ни с кем, а теперь их долги почему-то должны покрываться за счёт общества. И кто их в этом может упрекнуть?

Иллюзий, похоже, уже ни у кого не осталось: миф о долларе, как самой надёжной валюте страны с самой устойчивой в мире финансовой системой лопнул, как гигантский мыльный пузырь. А все мировые державы, вложившие свои деньги в американские активы, попали в ловушку глобализации и вынуждены продолжать финансировать Америку, дабы избежать окончательного краха доллара, который неизбежно приведёт к мировому хаосу.

Увы, но и правительство России также подверглось всеобщему гипнозу, уверовав в надёжность гарантий США. Даже когда стало известно о банкротстве крупнейших в Америке ипотечных корпораций и банков, Кудрин всё продолжал убеждать нас в том, что вложения в американскую экономику – самые надёжные. Возможно и так, ему видней. Но возникает вопрос: а вложения в собственную страну, её экономику, народ, наконец, нашему правительству кажутся невыгодными? У нас больше нечего строить, развивать? Разве лечить людей и учить детей не выгодное вложение? Разве решение важнейших социальных программ не принесёт в конечном итоге самые надёжные дивиденды?
При подготовке материала использована информация «Финанс», «Взгляд», FinTimes.ru и открытых источников.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Запад ищет нестандартные пути выхода из рецессии

Нобелевский лауреат по экономике Пол Кругман и известный журналист Питер Кой провели обсуждение в газете New York Times на тему, когда наступит следующий финансовый кризис.