Лучше всего кое-что замалчивать или, в крайнем случае, приукрашивать. Таково указание, которого уже несколько недель придерживаются телеканалы, контролируемые государством, если речь идет о репортажах, рассказывающих о последствиях финансового кризиса для России и о турбулентностях на российском рынке капитала.
Во всяком случае, таковы результаты наблюдений, которые сообщила в эти дни «Moscow Times». Слова «коллапс» или «кризис» стали табу по указанию Кремля. Если на московском биржевом паркете снова случилось «кровавое месиво», по телевидению говорят о «спаде». Речь министра финансов Алексея Кудрина, который на прошлой неделе дал безжалостную оценку положения перед финансистами, посчитали не подходящей для широкой публики.
Представители телеканалов, контролируемых государством, отрицают, что Кремль дал указания замалчивать положение.
Журналисты должны распространять положительную картину
Но стремление обуздать репортеров исходит не только от государственной власти. Одна из известных российских экономических газет, вновь по словам «Moscow Times», получила указание «сверху» не цитировать тех аналитиков, чье мнение могло бы далее дестабилизировать финансовый рынок. Один крупный российский предприниматель в области строительства даже обратился к общественности с открытым письмом. В нем он хотел уговорить журналистов распространять положительную картину об отрасли, попавшей в трудное положение — от этого зависит благополучие населения.
По крайней мере, через прессу главный казначей России — Кудрин — может подготовить своих соотечественников к тому, что их ожидает: кризис в России и в мире давно перестал быть биржевым и финансовым кризисом. «Вся экономика больна», — цитировали его российские газеты.
Предпринимательский средний класс чувствует кризис
Симптомы этой болезни и так уже видны россиянам. Перед этим некоторые политики говорили о том, что стране, наделенной сырьевыми ресурсами и энергоносителями, нечего бояться, либо, что убытки будут незначительными. Они несколько язвительно показывали пальцем на Америку — главного соперника в политической игре. Теперь продажи крупных предприятий за копейки и спасательные акции для нескольких крупных банков становятся газетными заголовками.
То, что финансовые институты больше не выдают долгосрочные кредиты, чувствует весь предпринимательский средний класс России. Крупные строительные проекты сворачиваются, персонал предприятий сокращается, зарплаты уменьшаются. Получить кредиты на покупку квартир или машин становится все сложнее, и только под высокие проценты.
Падение цен на нефть и газ вызывает беспокойство
Кудрин предполагает, что динамика роста российской экономики уменьшится на один процент из-за последствий кризиса. Экономический советник президента Медведева — Аркадий Дворкович — сказал, что если в экономические трудности попадет еще и Китай, то это еще больше замедлит рост экономики России, которая в больших объемах поставляет в Китай сырье. В прошедшие несколько лет экономика России — прежде всего за счет высоких цен на экспортируемые нефть и газ — росла в среднем на семь процентов в год. Одним из крупных потребителей был Китай.
Но речь идет, конечно же, не только о Китае, но и вообще о том, что Россия, являясь сырьевой страной, понесет убытки, если финансовый кризис повлечет за собой всемирный спад экономики. Тогда уменьшится спрос на те товары, которые Россия экспортирует, и цены на нефть и газ будут падать и дальше. Грандиозные планы развития в рамках «Плана развития до 2020 года», возможно, так и останутся макулатурой.
Еще одна причина опасений — это большая задолженность обоих флагманов, контролируемых государством: нефтяного концерна «Роснефть» и газового монополиста — «Газпрома», чья биржевая стоимость значительно упала.
Пакеты акций как гарантии
Фатальный сценарий российского финансового кризиса написан на бирже и в банках, и, несмотря на то, что лишь примерно один миллион россиян вовлечены в биржевую торговлю, и многие россияне не располагают сберегательными вкладами, чья покупательная способность могла бы оказаться под угрозой из-за финансового кризиса, последствия кризиса коснутся всего общества.
Становится все более очевидным, что российские банки, а также предприятия все чаще переходили к тому, что ввиду растущего кризиса ликвидности в банковском секторе предлагали кредиторам пакеты акций из своих портфолио в качестве гарантий для крайне необходимых кредитов или из-за истечения сроков платежа уже существующих кредитов.
Сценарий кризиса пришел из Америки?
Из-за падений курсов акций на московской бирже, наблюдаемое с мая, банки и предприятия оказываются во все более трудном положении, потому что реальная стоимость их биржевого имущества тает на глазах.
Когда трудности на американском рынке капитала стали увеличиваться, менеджеры финансовых фондов — отчасти из-за паники — вывели капитал из России и своими действиями вызвали резкое падение курсов акций.
Российский Стабилизационный фонд в американских ценных бумагах
Турбулентность на финансовых рынках привела к уменьшению денежных резервов России. Только в третьем квартале уменьшение составило 16,7 миллиардов долларов. Но, несмотря на эти убытки и многие миллиарды долларов, которые были потрачены на спасение финансового сектора, российское государство ни в коем случае не потеряло свободу действий. Денежные резервы, составляющие 556 миллиардов долларов, относятся к одним из самых больших резервов, которыми располагают отдельные страны.
Однако часть российского стабилизационного фонда, созданного с помощью нефтяных прибылей «на черный день», была вложена именно в американские ценные бумаги. Место, которое российские политики называют источником всех финансовых проблем в мире, они сами рассматривали как надежную пристань для миллиардов нефтедолларов.