Потребительский бум в стране не закончен, а замедление роста экономики объясняется исключительно кризисом ликвидности и ограниченным предложением. Такое утверждение содержится в докладе «Потребительский бум в России: вечеринка окончена?», подготовленном консалтинговой группой The Boston Consulting Group (BCG). Как полагают аналитики BCG, из кризиса как и рынок, так и потребители могут извлечь пользу — в стране могут появиться новые форматы торговли вроде сетевых ларьков и настоящих дискаунтеров.
В своем исследовании, начатом в 2007 году, BCG проанализировала объемы продаж в десяти категориях (пять — пищевые товары, пять — непищевые), на которые приходится около 40% общих потребительских затрат. За период с января 2007 года до начала кризиса серьезного замедления роста потребительского спроса обнаружено не было: объемы потребления пищевых продуктов сохранялись либо незначительно снижались, в непищевых категориях продолжался рост.
В потреблении продуктов насыщение рынка стало явным фактором замедления потребительской активности. Уровень потребления мяса, к примеру, в России все еще существенно ниже, чем в Центральной и Западной Европе, и в этом секторе есть дальнейшие возможности для роста. Зато потребление пива в России уже находится на уровне Центральной и Восточной Европы, но все еще ниже, чем в Западной Европе. Так что основная фаза роста этого рынка уже завершена. Потребление молока почти предельно высоко, и рост здесь возможен только при условии роста доходов населения. Что касается кондитерских изделий, то в их потреблении Россия уже обогнала другие страны. Тем не менее рост потребления возможен и в этой позиции: россияне традиционно любят сладкое.
В непищевых категориях также выявлены некоторые признаки насыщения. В покупке мобильных телефонов и бытовой техники Россия уже вышла на европейский уровень, что заставляет прогнозировать замедление роста. В товарах личной гигиены и электронике аналитики BCG ожидают дальнейшего роста, связанного с переходом низкодоходных групп населения на дешевый китайский импорт. Что касается приобретения россиянами таких услуг, как поездки и отдых за рубежом, здесь эксперты вообще не усмотрели четкой связи между доходами и желанием путешествовать. Так что этот сектор в перспективе также может расти.
При этом, как уточняют исследователи, структуру потребления в России сложно сравнивать с западной и тем более трудно проводить аналогии. Модели поведения российских потребителей все еще сильно отличаются от таковых на Западе. В частности, россияне несут значительно более низкие расходы на жилье за счет бесплатно приватизированной собственности, но в два раза больше европейцев тратят на еду и одежду.
По словам старшего партнера московского офиса BCG Штефана Дертинга, снижение потребления продуктов помимо насыщения рынка по некоторым позициям объясняется в большей степени докризисными факторами: инфляцией и потребительской задолженностью. Спад объемов потребления продуктов он объясняет инфляционным шоком для низкодоходных хозяйств, так как с декабря 2006 года по настоящее время индекс потребительских цен для продуктов питания вырос на 29%, на молоко и мясо — на 40%. Что касается задолженности населения, то за последние четыре года ее уровень вырос в восемь раз. Поскольку потребительские кредиты давались под довольно высокие проценты и в основном используются для приобретения товаров длительного пользования, в BCG полагают, что именно этот фактор привел к тому, что у малообеспеченных людей все меньше средств оставалось на покупки за пределами обычной потребительской корзины.
Глобальные проблемы на финансовом рынке усилили эти процессы. С конца августа кризис ликвидности начал накладывать ограничения на предложения в легкой промышленности и в цепи ее поставок. В России порядка 350 маленьких магазинчиков ларькового типа, на них приходится 80% продаж, и все они используют кредиты для пополнения оборота. Их в свою очередь обслуживает разрозненная сеть мелких и средних дистрибьюторов, которые также используют кредиты. Кризис ликвидности означает проблемы для тех и других.
Более крупные компании — розничные сети и производители — также сталкиваются с трудностями. Многие использовали кредиты или облигационное финансирование для наращивания мощностей и сегодня не могут найти рефинансирование. Розничные сети подвергаются особенно тяжелым ударам в плане недвижимости: многие площади были куплены на пике рынка, возможно, с недостроенными магазинами, а профинансировать завершение строительства сейчас затруднительно.
Несмотря на все трудности, в BCG полагают, что потребительский рынок может обратить кризисные явления в свою пользу. Исходя из того, что обеспеченные потребители по-прежнему готовы тратить, а группы с низкими доходами оказались в стесненных условиях, розница и производители могут адаптировать свои форматы. «Идея дискаунтера в России до сих пор не реализована, на рынке не представлены настоящие дискаунтеры в западном понимании этого слова» — говорит Штефан Дертинг. Более того, уверен он, на рынке сейчас возникла возможность создать сети магазинов ларечного типа с единым управлением, давно уже существующие на Западе. «Не исключено, что и розница и производители, в том числе автодилеры, начнут объявлять о скидочных программах, заслуживая лояльность потребителей», — прогнозирует старший партнер московского офиса BCG Штефан Дертинг.