Следующий год будет для российской экономики самым сложным за последние 10 лет. Темпы ее роста сократятся в лучшем случае до 5%, а в худшем будет спад, замедлится рост доходов и потребления, предсказывают участники консенсус-прогноза экономической газеты «Ведомости».
Главный экономист «Тройки диалог» Евгений Гавриленков считает: каким будет 2009 год, во многом зависит от ситуации на глобальных рынках. Финансовый кризис все еще в острой стадии и негативные сценарии могут показаться оптимистичными, добавляет экономист «Уралсиба» Владимир Тихомиров.
Пока, по данным Росстата, кризисные август и сентябрь не особо сказались на экономике: замедление роста инвестиций, промышленности, реальных доходов населения, торгового оборота началось еще весной. Во втором квартале случилось небывалое, напоминает экономист Центра развития Валерий Миронов: замедлился рост во всех секторах, началось фронтальное торможение экономики.
Усилившийся финансовый кризис в августе — сентябре почти не затронул реальный сектор, но уже к концу года Тихомиров не исключает обвального замедления всех показателей.
Если бы не мировой кризис, можно было ожидать «мягкой посадки» экономики, темпы ее роста составили бы в 2008 году 7,5%, а в 2009 году сократились бы до 7%, пишут аналитики Goldman Sachs; теперь не исключено падение темпов роста в 2009 году до нуля.
Во время острой фазы кризиса бизнес принимает решения не на основе стратегических планов и расчетов, а по принципу «спасай все, что можно спасти», и такое поведение замедляет рост экономики сильнее, чем фундаментальные факторы, замечает экономист «Ренессанс капитала» Екатерина Малофеева.
При благоприятном сценарии, если нестабильность на мировом рынке продлится не дольше полугода, а меры российских властей окажутся эффективными, рост экономики составит 5-5,5%, говорит Гавриленков. Если же кризис недоверия продолжится и кредитная система не заработает, рост может сократиться до 2-3% и даже уйти в минус, считает он.
После падения в 1998 году рост ВВП в последующие 10 лет был самым низким в 2002 году — 4,7%. «Стандартный бизнес-цикл длится 7-11 лет, сейчас как раз 11-й год — мы подходим к дну и в 2009 году его пройдем», — думает Кирилл Тремасов из Банка Москвы.
Меняются два главных условия благополучия: вместо притока капитала — чистый отток и снижение цен на нефть после семи лет роста. Отток без внешнего рефинансирования может достичь 100 миллиардов долларов, допускает Тремасов.
Такова обратная сторона либерализации движения капитала, констатирует экономист Deutsche Bank Ярослав Лисоволик, чей прогноз — до 30-40 миллиардов долларов.
Как подсчитала экономист Merrill Lynch Юлия Цепляева, торговое сальдо останется положительным (65 миллиардов долларов) даже при цене барреля нефти в 50 долларов: замедлится импорт. Свертывание инвестпланов ударит по закупкам машин и оборудования, а это более половины импорта, сокращение кредитования и роста доходов населения замедлит спрос на импортные потребительские товары, говорит она.
Счет текущих операций может обнулиться уже при барреле нефти дешевле 70 долларов, полагает Татьяна Орлова из ING. При отрицательном текущем счете неизбежна девальвация — ЦБ не будет финансировать дефицит текущего счета из резервов при чистом оттоке капитала, говорит Малофеева. Это нерационально, согласна Цепляева. При 50 долларах за баррель курс доллара к концу года может превысить 30 рублей, говорит Малофеева.
Снижение цен на сырье замедлит инфляцию, оптовые цены могут даже снизиться, что повысит конкурентоспособность обрабатывающей промышленности, говорит Евгений Надоршин из «Траста». Ослабление рубля поможет производствам, конкурирующим с импортом, их доля в промышленности — 45%, говорит Миронов.
Но свободных мощностей, как в 1998-м, у предприятий почти нет, средств на расширение — тоже, говорят эксперты.