Если власти решат так проблему выплаты пенсий и зарплат бюджетникам, Украине грозит гиперинфляция. Завтра миссия МВФ приедет посмотреть, стоит ли дальше нас спасать.
Кредит МВФ: куда девались 4,4 млрд долларов и дадут ли еще денег Украине?
Завтра в Украину прибывает миссия МВФ, чтобы посмотреть, стоит ли выдавать нашей стране следующий, февральский, транш. Следует ожидать, что основное внимание фонд уделит состоянию бюджета — исполнению в прошлом году и качеству сметы госфинансов на 2009-й.
МВФ и Мировой банк — кредиторы последней надежды в отсутствие иных, напуганных нарастающей угрозой неплатежеспособности Украины.
16,4 млрд долл займа МВФ разбито на транши, первый из которых был зачислен на счета Нацбанка сразу же после заключения соглашения 31 октября 2008 года. Согласно программе с МВФ, украинские власти обязывались в 2008 году завершить год с дефицитом бюджета не более 1% ВВП, а в 2009-м и вовсе принять сбалансированный бездефицитный бюджет.
Судя по совместному письму президента и премьера директору-распорядителю МВФ, в котором они признают проблемный характер бюджета-2009, правительству не удалось выполнить взятые обязательства. А посему переговоры будут изнуряющими, последнее слово — за Советом директоров МВФ, который в феврале решит, как быть с Украиной.
Для успокоения аудиторов 4,4 млрд долл первого транша лежат нетронутыми на спецсчете в НБУ, но само их наличие позволило Центробанку истратить резервы на разные и не всегда оправданные цели, к примеру:
а) поддержку гривни ( 6 млрд долл в ноябре-декабре);
б) пресловутое рефинансирование коммерческих банков;
в) покупку у госбанков казначейских облигаций, чтобы добавить денег в бедствующий госбюджет.
Следующий “маяк” по резервам выставлен МВФ по состоянию на конец первого квартала — и НБУ может израсходовать из резервов не больше 3 млрд долл.
Бюджетники: офицерам “заморозили” ползарплаты
Неправдоподобность бюджета на 2009 год была очевидна еще до его подписания. Но никто не рискнул прямо заявить о том, что денег в казне — максимум на полгода. Сейчас доходы бюджета упали “ниже плинтуса”: нет поступлений от налогов на импорт, нет поступлений налогов на прибыль — предприятия и организации не работают, многие сотрудники распущены в отпуска за свой счет — нет подоходного налога. Так что серьезные проблемы с бюджетными выплатами “по всем фронтам” начнутся уже в феврале.
Главное финуправление Минобороны уже разослало в части и гарнизоны уведомление, что за январь офицеры и контрактники получат лишь половину от положенного. Между тем, в самом ведомстве, по слухам, даже слово “кризис” употреблять запретили.
Правда, Кабмин иногда признает: “кто-то где-то кое-где у нас порой”, но ни слова о глобальной проблеме выплаты зарплат бюджетникам. Вот и Минздрав выступил с заявлением — на Черкащине в отдельных медучреждениях зарплата выплачивается не вовремя и не полностью, но мы к этому не имеем ни малейшего отношения.
Да, формально ответственность за это возложена на местный бюджет. Но долги по зарплате по всей стране будут нарастать снежным комом. Может, премьер-министр собирается реагировать на каждый сигнал обращением в прокуратуру?
На пенсию в марте не рассчитывайте
Ситуация с пенсиями еще хуже. Пенсионный фонд бодро отрапортовал, что средняя пенсия в прошлом году выросла на 50%. Следовательно, в январе-феврале на их выплату понадобится на 50% больше денег по сравнению с январем 2008. Основа начислений в ПФ — фонд зарплаты, который начал сокращаться еще с осени. Можно с уверенностью предположить, что в январе-феврале уровень зарплат в экономике в лучшем случае будет таким же, как год назад.
Откуда, спрашивается, Пенсионный фонд возьмет деньги на пенсии? Разумеется, из бюджета. Есть ли там деньги? Пинзенык — один из немногих министров, кто еще имеет смелость появляться на публике, уже ответил — при запланированной январской помощи из госбюджета ПФ в 2,4 млрд необходимо будет дополнительно еще выплатить 5,5 мрлд. Опять же — откуда их взять?!
Большинство пенсионеров вряд ли будет задаваться этим вопросом, складывая в кошельки свежеотпечатанные сотенные купюры. Если упомянутые 5,5 млрд грн на февральские пенсии еще можно будет наскрести по казначейским сусекам, то в феврале (для марта) не будет и этого. И вряд ли кто-то даст в долг стране, где принимается “фантастический” бюджет на фоне тяжелой ситуации в экономике.
Что надо делать
Пора урезать депутатские пенсии!
Тогда остается два выхода. Первый — ужимать расходы бюджета, прежде всего пенсионные.
Второй — печатать деньги. Судя по всему, властям по душе именно второй путь, иначе не появилась бы в бюджете 84-я статья. Это фактически приказ НБУ финансировать расходы бюджета за счет печатного станка. Как это работает? Скажем, закончились в бюджете денежки. Правительство выпускает облигации, госбанки эти ценные бумаги выкупают и тут же предъявляют их на выкуп Нацбанку, чтобы вернуть деньги. Нацбанк обязан эти ценные (ценные ли?) бумаги выкупить. И все это может продолжаться бесконечно и закончиться еще одним “приветом” из 90-х — гиперинфляцией.
Первый путь потребовал бы от власть имущих остатков политической воли. Необходимо наводить порядок в расходах бюджета и прежде всего в Пенсионном фонде. Не может быть и речи об ужатии средних пенсий, но вот ограничить максимальные, которые зашкаливают за 25 тыс. грн (прокуроры, судьи, нардепы) — давно пора.
Привилегированные пенсии не могут позволить себе пенсионные системы гораздо более благополучных стран мира. Есть и другие проблемы, без решения которых пенсионная система Украины обречена на летальный исход. Мы едва ли не единственные в Европе со столь низким порогом пенсионного возраста — 55 для женщин и 60 — для мужчин.
Вопрос пересмотра пенсионного возраста у нас до сих пор был политическим табу. Но время пришло. Повышать его необходимо осторожно и постепенно — те, кому год-два до пенсии, должны гарантированно уйти на заслуженный отдых, а вот для идущих следом пенсионный возраст должен сдвигаться.
Чего ждать от курса гривни?
Издерганная нацвалюта вскоре должна обрести спокойствие, если курс на уровне 8 с копейками грн за доллар можно назвать таковым
Аргументы “за” укрепление
1. Резкое падение импорта.
2. Избыток валюты у банков, экспортеров и даже населения.
3. Маловероятный выход “Нафтогаза” на валютный рынок в ближайшее время, а значит, и отсутствие высокого спроса на валюту.
4. Дефицит гривни на рынке в случае, если НБУ будет следовать программе с МВФ и устоит перед соблазном “включать печатный денежный станок”.
Аргументы “против” укрепления
(некоторым из них лучше не осуществиться ни при каких условиях)
1. Продолжение (при попустительстве НБУ) бизнеса на курсовых разницах, когда наличие трех курсов — официального, межбанковского и курса валютных интервенций НБУ — создает благоприятную среду для спекуляций тем, кто имеет опережающий доступ к чиновничьей информации.
2. Ликвидация дефицита посредством завуалированного печатания денег (через тот же выкуп НБУ гособлигаций — см. ст. 84 Закона о бюджете).
3. Прекращение программы с МВФ — вследствие игнорирования властями ее положений; к примеру, предоставление Нацбанком льготного кредита (под предлогом рефинансирования) какому-нибудь крупному банку, объявившему дефолт по своим внешним долгам.