Из-за мирового финансового кризиса одно за другим падают правительства малых стран Европы. Первым таким государством, где национальная валюта обвалилась еще в январе, стала Исландия. Затем в феврале ушел в отставку латвийский премьер. Сейчас уходит в отставку чешское правительство. На повестке дня отставки венгерского и болгарского правительств. С требованием отставки президента и правительства страны выступила крупнейшая оппозиционная на Украине сила – Партия регионов. Основная причина, по которой правительства малых стран Европы рушатся, как карточные домики, — ожидаемый дефолт, который некоторые из них могут объявить в самое ближайшее время.
Разные условия для «центра» и «периферии»
Причиной возможного дефолта ряда стран – т.е. отказа платить по внешним долгам в настоящее время – являются крайне суровые условия, на которых до сих пор Международный валютный фонд предоставлял им финансовую помощь. Расходовать ее можно было только на поддержание курса национальной валюты, как правило, жестко привязанной к доллару или евро, и покрытие дефицита бюджета.
При этом национальным банкам этих стран включать свой «печатный станок» для эмиссии собственных денежных знаков, чтобы поддержать внутренний спрос категорически запрещалось. Согласно концепции МВФ, такие действия могут разогнать инфляцию и еще больше подорвать финансовую стабильность страны, которой оказывается помощь.
Налицо политика двойных стандартов. Президенту США Бараку Обаме и главе Федеральной резервной системе США Бену Бернанке никто не мешает дополнительно напечатать до $800 млрд, чтобы стимулировать американских производителей. Хотя эти действия приведут не только к инфляции в США, но и обесценят номинированные в американской валюте активы за рубежом, в том числе резервы центральных банков других стран.
Крупнейшие страны Евросоюза, в свою очередь, также провели многомиллиардные вливания в свои экономики.
Таким образом, для мирового «финансового центра» – США и Западной Европы, которые верховодят в МВФ и еще одной ведущей мировой финансовой организации – Всемирном банке (ВБ), существуют одни правила, а для вошедшей в сферу их влияния «финансовой периферии» — совсем другие.
Это неудивительно. Созданные развитыми странами после Второй мировой войны МВФ и ВБ были предназначены для перетока капитала из богатых стран в менее развитые с целью установления над ними финансового контроля.
В условиях глобального финансового кризиса чрезмерная зависимость таких стран как Исландия (и далее по списку) от международных финансовых структур привела к катастрофическим последствиям: обвалу национальных валют, резкому падению ВВП и массовому росту безработицы.
Следует признать, что МВФ за последнее время уже выдал крупные стабилизационные кредиты: Украине, Венгрии, Латвии, Исландии, Сербии и ряду других стран. Но из-за жестких требований фонда, предъявляемых к использованию этих средств, они пока мало чем помогли спасаемым странам.
К примеру, реализация кредита МВФ Украине в $16,4 млрд сейчас задерживается из-за споров по поводу выполнения Киевом условий фонда. Латвия, также стоящая на грани дефолта, намерена добиваться пересмотра малоприемлемых для нее условий займа МВФ в размере $10,4 млрд.
В странах Балтии в целом сложилась критическая ситуация. В них применяется механизм жесткой привязки национальных валют к курсу евро, который в условиях кризиса уже невозможно сохранять. Выходом из ситуации могло бы стать немедленное включение Латвии, Литвы и Эстонии в зону евро. Но руководство Евросоюза отказало странам Балтии в этой просьбе, мотивировав это тем, что эти государства не прошли еще соответствующий процесс подведения своих экономик под стандарты еврозоны.
В результате, по прогнозам, латвийский лат, к примеру, к концу года может обесцениться в два раза, а ВВП страны упасть на 25%.
Необходимо реформировать МВФ
Почувствовав неладное, МВФ на прошлой неделе пересмотрел в сторону существенного смягчения условия доступа к своим кредитам. Главным новшеством называется введение нового кредитного механизма, получившего название — гибкая кредитная линия.
Как заявляет МВФ, гибкая кредитная линия (ГКЛ) не предусматривает какие-либо условия после получения займа, в ней не существует определенного лимита на сумму займа, она позволяет государствам-заемщикам использовать кредитную линию как «предохранительный механизм» и будет доступна в любое время.
Но, как сразу же оговаривается МВФ, ГКЛ рассчитана только на государства с хорошо управляемой экономикой, с очень сильными фундаментальными показателями и экономической стратегией. В общем, на находящихся в преддефолтном состоянии, ГКЛ явно не рассчитана.
Кроме того, МВФ модернизировал для всех заемщиков свой традиционный кредит stand-by, при предоставлении которого эксперты фонда зорко следят, правильно ли расходуются денежки фонда. Теперь по stand-by будет вдвое повышен «потолок» заимствований, упрощена структура выплаты процентов и погашения основного долга.
При этом, как поясняют в фонде, если, скажем, Украина захочет получить ГКЛ, от уже полученного stand-by ей надо будет отказаться.
Подавать заявки на получение кредитов МВФ на новых условиях можно хоть сейчас. Однако механизмы их получения начнут работать только с 1 мая, новый же порядок расчета процентов по кредитам фонда начнет применяться к 1 августа. Для многих из вышеперечисленных стран к этому времени новые кредиты МВФ будут, что мертвому припарка.
За более радикальную реформу МВФ, отражающего, в первую очередь, интересы США выступают наиболее мощные развивающиеся экономики – страны БРИК: Бразилия, Россия, Китай и Индия. Станы БРИК предлагают пересмотреть роль МВФ, чтобы фонд соответствовал новой мировой финансовой архитектуре. БРИК призывает как можно скорее изменить систему распределения голосов в МВФ в пользу наиболее динамично развивающихся стран, набравших значительный вес в мировой экономике. Благодаря этому можно будет увеличить средства фонда и облегчить механизм выдачи кредитов МВФ нуждающимся странам.
Помимо стран БРИК за реформу МВФ выступают такие страны, как Великобритания, Германия, Индонезия, Саудовская Аравия, Канада и Мексика.
Таким образом, раздается все больше голосов, что нынешняя международная финансовая система выстроена так, чтобы все большее число стран оказывалось под контролем США при помощи МВФ. Причем, действует эта система в ущерб «периферийным» странам. «Периферийные» страны должны подчиняться рыночной дисциплине, правила которой диктуются из Вашингтона, в то время как сами Соединенные Штаты им не следуют.
В условиях мирового кризиса такая схема продемонстрировала свою неспособность справиться с возникшими проблемами.
В этой связи появляется все больше сторонников заменить в качестве мировой резервной валюты американский доллар на новую наднациональную валюту, которую бы контролировал реформированный МВФ. Такое предложение уже высказали Россия, Китай, Казахстан.
Дефолт – как спасение?
Но пока ведущие страны мира договорятся о реформировании глобальной финансовой системы, для многих «периферийных» государств объявление дефолта по внешним обязательствам может стать скорейшим выходом из тупикового положения.
Подчеркнем, что государственный дефолт – это не банкротство юридического или физического лица. В последнем случае кредиторы, чтобы получить долги, могут отобрать у должника все имущество. Государственные же (суверенные) долги отличаются тем, что не распространяются на имущество должника.
Объявление страной дефолта означает, что она не может расплатиться по долгам сейчас. Через какое-то время, когда у нее появятся деньги, она, по идее, сможет рассчитаться с внешними кредиторами. Россия прошла через дефолт в 1998 году, а потом смогла расплатиться с долгами и решили больше не брать новые кредиты МВФ.
Однако для граждан дефолт, объявленный государством, может обернуться большими потерями. Могут сгореть деньги, одолженные государству и не только ему, так как разоряются частные банки и финансовые компании, бравшие в долг у государства. Кроме того, после того как страна начинает возвращать внешние долги, возможностей для повышения благосостояния населения внутри страны у государства остается очень мало.