Российские регионы сами еще не поняли, насколько обеднели. И центральная власть тоже еще не знает, сколько денег придется им выдавать.
Россия, как известно, страна нелогичная. И спад у нас нелогичный. Смотришь на статистику первых месяцев этого года, ищешь на карте точки роста и находишь их в самых неожиданных местах. Да еще какие.
Далеко не всюду, оказывается, сыграла назад наша индустрия. В Чечне, например, февральский индекс обрабатывающей промышленности достиг ни много, ни мало 179% против того, что было в феврале прошлого года. Чуть скромнее, но очень достойно, смотрятся и Тыва (130%), и Бурятия ( 122%). Это наши маяки. Есть перед кем поникнуть старой Москве с ее 45-процентным промышленным спадом.
Кое-где самым радикальным образом растут объемы строительства. В Калмыкии – в 2 с лишним раза (январь-февраль 2009-го к январю-февралю 2008-го). В Ингушетии и вовсе в 8 раз. Тенденция, как видите, легко наблюдаемая.
Новой опорой российской экономики становятся автономии, вчера еще, за редкими исключениями, земли образцово бедные.
Не раскрывая пока секрета этого хозяйственного чуда, напомню, что данный факт признан уже и самым официальным образом.
Ежемесячная сводка Минрегиона, разделяющая субъекты федерации на четыре категории, в высшую из них («регионы со стабильным состоянием»), где сейчас всего 13 федеральных субъектов, зачисляет почти все автономии Южного федерального округа, а также Бурятию, Якутию, Тыву и Камчатский край. Немного на особицу здесь другой край – Краснодарский, в котором тоже дела идут очень неплохо. Но о нем – отдельно.
Сенсацией последней минрегионовской сводки стало известие, что обе столицы и обе окружающие их области в упомянутой высшей группе больше не состоят.
Московская область, Петербург и Ленинградская область за месяц опустились на одну ступеньку – в группу «регионов с удовлетворительным состоянием», а Москва съехала даже на целых две и играет теперь в команде «регионов с неудовлетворительным состоянием», почти что самой плохой из всех и опережающей лишь семерку «регионов с наихудшим состоянием», в которой, наряду с прочими, пребывает цвет российской индустрии – Самара, Нижний Новгород, Челябинск. Хуже, чем они, не обнаружено.
Теперь раскроем первый секрет. Минрегионовский рейтинг составляется из восьми индексов (промышленного, строительного, индикаторов занятости и прочих), среди которых особое место занимают доходы консолидированных региональных бюджетов. У кого они стали больше, тот молодец и попадает в отличники.
Но хитрость заключается в том, что консолидированными доходами называют вовсе не одни только собственные доходы, а число, получаемое путем их сложения с дотациями, выписанными в Москве. Поэтому маленький регион с большой дотацией имеет огромную фору перед большими регионами, которые до сих пор получали субсидии умеренного размера, а в нынешние критические месяцы не сумели выбить в центре что-нибудь радикально большее.
Запомним эту рейтинговую ловкость рук и обратимся к хозяйственной реальности. Частью которой является тот факт, что главные наши центры действительно въехали в спад с разной скоростью.
Первыми съехали вниз промышленные области Поволжья и Урала, а также и нефтегазодобывающие регионы. С ними произошло то, что называется «жесткой посадкой». А столицы и прилегающие к ним земли ожидала посадка «мягкая». Привыкнув к притоку иностранных (Москва) или федеральных (Петербург) инвестиций и заказов, они не сразу почувствовали, что прежней лафы нет. Традиционные для них доходы от обслуживания оптовой торговли тоже уменьшались плавно, по мере того, как сокращался импорт, сжимаемый девальвированным рублем.
В январе почти все петербургские экономические индикаторы были лучше среднероссийских, а уже в феврале почти все стали хуже. И в том же месяце налоговые доходы Москвы снизились на 43% против февраля 2008-го (а в среднем по российским регионам – только на 26%).
Столичные мегаполисы только сейчас догнали остальных в том смысле, что их доходы и расходы так же не сбалансированы, как и у прочих. И тут на сцену выходит или, по крайней мере, должна выйти федеральная власть, которая обещала всех спасти.
Поэтому переходим ко второму секрету региональной политики последних месяцев.
Несмотря на резкий спад налоговых поступлений, консолидированные (т.е., как мы помним, просуммированные с дотациями) доходы регионов в феврале составили 355 млрд рублей, что на 5% выше, чем год назад. С поправкой на инфляцию это, конечно, все равно спад, но не фатальный. Причина этого относительного благолепия в том, что январско-февральские федеральные дотации (в основном пришедшиеся именно на февраль) достигли 88 млрд руб. Они и заткнули дыру. И все бы хорошо, если бы не пара проблем.
Во-первых, эти дотации гораздо выше плана. Раза примерно в два.
Чтобы выдержать нынешний уровень дотирования регионов, надо будет найти дополнительные деньги. Снять с каких-то других направлений или, что более вероятно, просто напечатать.
А во-вторых, далеко не факт, что даже и нынешнего повышенного уровня дотирования российским регионам и дальше будет хватать.
В прежние времена налоговые доходы федеральных субъектов примерно в равных пропорциях состояли из налога на прибыль и подоходного налога. Но в этом феврале налог на прибыль принес в казну регионов совершенно смешную сумму – 10 млрд рублей, в 9 раз меньше, чем год назад. Прибыли больше нет, а когда и есть, то редкая фирма ее себе нарисует.
Остался подоходный налог – 122 млрд рублей (на 4% больше, чем год назад). Только на нем (вместе с неналоговыми доходами) и держатся сейчас региональные бюджеты. Пока держатся. А если подскочит безработица? А если реальные доходы работающих и дальше будут снижаться, а до сих пор от месяца к месяцу именно так и происходило?
Очень возможно, что десяткам регионов скоро понадобится куда более мощное федеральное субсидирование, чем сейчас. А какое оно сейчас? Во-первых, как и в прежние времена, нацеленное на автономии. Что понятно. Это выкуп, выплачиваемый им федеральными властями за удержание в составе России. К тому же они действительно очень бедны.
Только теперь бедность стала гораздо более широким явлением, чем в прошлом году. А
логика распределения дотаций – прежняя. Во-первых, платят дань тем, кого боятся, а во-вторых, дарят дары тем, кого любят.
Вот восемь регионов, получивших в январе-феврале дотации в особо опережающем порядке – от пятимесячной нормы таковых аж до годовой. Думаю, вы и так догадались, что это не самые обездоленные.
Точнее, одна обездоленная земля там все-таки есть – Челябинская область, находящаяся по классификации Минрегиона в самой неблагополучной, четвертой группе регионов. Есть там и одна область из третьей группы – Новгородская. С какой стати их включили в этот перечень счастливчиков – загадка.
А дальше уже никаких загадок. Четыре региона из второй по благополучию группы – Астраханская, Волгоградская, Архангельская и Рязанская области. И два из самой первой – Северная Осетия и Краснодарский край. Этот
олимпийский край, ставший новым любимчиком федеральных властей, незаметно отодвинул Петербург на второй план и получает субсидии и инвестиции по всем возможным каналам. Его экономические индикаторы даже и сегодня вполне приличны, а на фоне прочих – просто блестящи. Он словно бы остался в прошлом, в эпохе процветания.
Вопрос только, сколько еще времени можно будет строить политику федеральных субсидий только на спонсировании процветания одного большого края и поддержании бюджетных штанов у нескольких небольших автономий. Думаю, недолго.