«Кубышку» с припасами, накопленными за годы ценового бума на нефть, отрыли и взирают на нее с надеждой и тревогой одновременно. Зарезервированные накопления должны помочь в определенной степени залатать дыры в бюджете. Но как надолго?
Российский Минфин не исключает, что ВВП РФ в 2009 году снизится больше, чем прогнозируется, а доходы федерального бюджета окажутся ниже, чем утверждено в новом варианте бюджета, пишет «Интерфакс».
Как объявила 17 апреля замминистра финансов РФ Татьяна Нестеренко, перечисленные выше негативные факторы могут привести к большему использованию средств Резервного фонда и существенно осложнить бюджетную ситуацию в 2010 году, которая и без того будет «напряжена» в связи с реформой ЕСН, переоценкой прав пенсионеров с «советским» стажем и необходимостью вернуть госкорпорациям средства, взятые у них в 2009 году.
В Минфине подсчитали, что сокращение расходов по бюджету в будущем году может достигнуть 25-30%, но даже в этом случае средства из Резервного фонда способны испариться еще до начала 2011 года.
Правда, не исключено, что сработают стабилизационные механизмы в экономике — тогда и бюджетная ситуация будет более благоприятной.
15 апреля Госдума приняла новый вариант бюджета на 2009 год. Снижение доходов в текущем году предусматривается в размере 4,2 трлн руб. по сравнению с ранее утвержденным объемом. Доходы составят 6,7 трлн — 16,6% ВВП.
Между тем расходы бюджета увеличатся на 667,3 млрд руб. — до 9,7 трлн (24% ВВП).
Дефицит достигнет 2,98 трлн руб., или 7,4% ВВП, а с учетом квазифискальных расходов на сумму 255 млрд рублей из Фонда национального благосостояния (ФНБ) — 8% ВВП.
Большую часть дефицита в сумме 2,7 трлн рублей предполагается покрыть за счет Резервного фонда, объем которого на 1 марта (до начала использования) составлял 4,87 трлн рублей.
Кроме того, объем чистого привлечения на внутреннем рынке запланирован в размере 425 млрд рублей.
Как отметила Нестеренко, бюджетные риски связаны с тем, что инфляция может превысить запланированные 13%, а экономическая активность и объем ВВП могут снизиться больше, чем прогнозируется (2,2%), что приведет к недопоступлению доходов.
Риск недопоступления доходов остается высоким, исходя из размеров задолженности организаций по зарплате, из уровня безработицы и уровня оборотов в различных секторах экономики.
По ее словам, Федеральная налоговая служба и Федеральная таможенная служба оценивали объем доходов в 2009 году в целом на 800 млрд рублей меньше, чем заложено в уточненном бюджете.
Замминистра не исключает, что администраторам доходов может быть свойствен пессимизм в оценке доходов.
Она отметила, что Минэкономразвития, напротив, оценивало поступление доходов на 300 млрд рублей больше, чем заложено в бюджете.
Есть и риск, связанный с невозможностью привлечь на внутреннем рынке запланированный объем ресурсов.
Замминистра пояснила, что, во-первых, такое большое изъятие денег с рынка было бы несвоевременным, а во-вторых, цена привлечения должна быть приемлемой для бюджета.
Однако Минфин заложил в бюджете стабилизационные механизмы на каждый из рисков.
Против инфляционного риска заложен резервный объем расходов, который может быть направлен, в частности, на дополнительную индексацию различных социальных выплат.
Риск недополучения доходов и риск непривлечения в достаточном объеме средств на внутреннем рынке планируется страховать с помощью дополнительного использования Резервного фонда.
Нестеренко считает очень опасным дополнительное расходование средств Резервного фонда. Она пояснила, что расходование Резервного фонда связано с эмиссией денег, поэтому дополнительное его использование увеличит инфляционный риск.
Доходы федерального бюджета в I квартале были на 202 млрд рублей меньше по сравнению с аналогичным периодом 2008 года, а расходы — на 447 млрд рублей больше, продолжила замминистра.
При этом в январе были получены доходы от размещения средств Резервного фонда и ФНБ в сумме 269 млрд рублей: «Если не учитывать эти деньги, то дефицит бюджета на 1 апреля составил бы не 50 млрд рублей, а 321 млрд рублей, это почти 3,9% ВВП».
При этом если бы в I квартале не началось перечисление средств Резервного фонда на бюджетные счета Казначейства (940 млрд рублей на 16 апреля), то кассовый разрыв на 16 апреля составил бы 123,8 млрд рублей.
Такой объем средств Резервного фонда уже израсходован. «Мы бы уже остановили исполнение бюджета», — подчеркнула Нестеренко.
Пока в части федерального бюджета Минфин не видит сбоев ни по зарплатам, ни по оплате наших обязательств по контрактам. В то же время замминистра признала, что в субъектах РФ ситуация сложнее.
По ее словам, при подготовке нового бюджета на 2009 год Минфин готовил расчеты по дефициту на уровне 5% ВВП и 3,5% ВВП и предлагал более жестко идти на сокращение расходов.
Однако даже дефицит на уровне 8% ВВП потребовал сокращения расходов почти на 1,6 трлн руб. При этом удалось сократить расходы только на 900 млрд руб.
«Не смогли мы сократить расходы до такой степени, чтобы и дефицит был маленький, и могли бы быть реализованы антикризисные мероприятия. Нужно было внутренний спрос чем-то поддерживать», — разъяснила Нестеренко.
Это потребовало поиска источников доходов.
В частности, в объем бюджетных доходов были «административно-планово» включены неналоговые доходы в сумме 358 млрд руб., в том числе 160,4 млрд руб. — средства госкорпораций, 77,6 млрд руб. — изъятие субсидий и субвенций, которые были получены субъектами в прошлом году и остались на счетах, 100 млрд руб. — перевод счетов участников внешнеэкономической деятельности на единый счет в казначействе, 20 млрд руб. — доходы от размещения временно свободных бюджетных средств.
«Мы впервые поставили план получения доходов от размещения бюджетных средств», — сказала Нестеренко: в настоящее время на три месяца под 15,1% размещено 105 млрд руб., из которых в ВТБ — 65 млрд руб., в Альфа-банке — 10 млрд руб., в Россельхозбанке — 30 млрд руб.
«Исходя из задания получить доходы 20 млрд рублей, мы должны были бы разместить 600 млрд рублей в течение 6 месяцев. Это расчетная величина, исходя из процентных ставок», — продолжила замминистра. При этом она подчеркнула, что больших вливаний Минфин не планирует, размещения проводятся в соответствии с рекомендациями ЦБ.
«У нас есть ожидания, что не все расходы будут исполнены — тогда дефицит будет меньше. Но с каждым годом переходящие остатки или неиспользованные ресурсы все меньше», — отметила Нестеренко.
По ее словам, поскольку участники бюджетного процесса получили право заключать договоры еще в рамках первого трехлетнего бюджета (2008-2010 годы), то многие из них уже приняли по ним решения.
«Мы полагаем, что серьезных возможностей сэкономить в этом году не будет», — предупредила замминистра.
Решения, принятые для сбалансированности бюджета в 2009 году, могут осложнить ситуацию в 2010 году, сказала далее Нестеренко.
Помимо того, что не будет разовых доходов от перевода таможенных счетов на единый счет Казначейства, необходимо будет вернуть средства госкорпорациям ЖКХ и «Роснано», Инвестфонду, «Олимпстрою».
Объем доходов в 2010 году будет в лучшем случае на уровне 2009 года.
Минфин исходит из того, что никаких существенных изменений в налоговом законодательстве в 2010 году не будет и налоговая база останется прежней.
«Резервный фонд будут существенно меньше, возможность сбалансирования бюджета будет на пределе», — полагает Нестеренко.
Она напомнила, что в 2009 году 440 млрд рублей из Резервного фонда идут на формирование нефтегазового трансферта, 2,7 трлн рублей предполагается потратить на покрытие дефицита.
При этом сохраняются риски дополнительного расходования фонда в случае недопоступления доходов: «Мы можем больше, чем нам хотелось бы, использовать наш резерв, и это может серьезно ухудшить ситуацию для бюджета в 2010 году».
Кроме того ухудшают ситуацию для федерального бюджета решения, принятые в рамках реформирования пенсионной системы.
Во-первых, бюджет не будет получать единый социальный налог (ЕСН), он заменяется страховыми взносами, которые пойдут непосредственно во внебюджетные фонды.
Во-вторых, мы должны будем продолжать финансировать дефицит Пенсионного фонда в связи с недопоступлением доходов и валоризацией, которая стоит свыше 500 млрд руб.
И нужно будет найти средства для компенсации доходов Пенсионного фонда, выпадающих в связи с тем, что в 2010 году реформа ЕСН не будет распространяться на налогоплательщиков, которые находятся на упрощенной системе или на едином налоге на вмененный доход (ЕНВД).
Замминистра не привела оценку дефицита пенсионной системы в 2010 году, сказав, что расчеты еще не завершены: «Если доходы предопределены, если дефицит бюджета не должен превышать 5% ВВП и если мы говорим о приоритете расходов на пенсионную систему, а это уже объявлено и не подлежит обсуждению, то сокращение других расходов в целом может составить от 25 до 30% (по сравнению с запланированными) ».
По ее словам, если какие-то расходы останутся нетронутыми, то другие будут сокращаться больше.
В целом расходы бюджета в 2010 году могут остаться на уровне 2009 года, полагает замминистра.
Ранее вице-премьер — министр финансов РФ Алексей Кудрин заявил, что в 2010 году потребуется сокращение расходов минимум на 1 трлн руб. и перераспределение расходов на такую же сумму.
В соответствии с ранее утвержденным законом, доходы федерального бюджета в 2010 году запланированы в сумме 11,7 трлн рублей, расходы — 10,3 трлн рублей.
«Есть вариант, что мы полностью исчерпываем Резервный фонд в 2010 году», — предостерегла замминистра.
По ее словам, если для финансирования дефицита пенсионной системы будет использоваться ФНБ, то небольшая часть Резервного фонда останется и на 2011 год.
Для нее очевидно, что «2011 год мы не сможем сбалансировать Резервным фондом».
Она отметила, что в 2011 году остаток фонда может составить от нуля до 200-300 млрд руб. в зависимости от курса рубля. Дефицит бюджета в 2011 году предполагается снизить до 3% ВВП.
По расчетам Минфина, в 2012 году бюджет вряд ли будет профицитным: «В 2012 году планируем дефицит, пока стоит задача — от 1% до 2% ВВП».
Она также отметила, что Минфин будет готовить бюджет на 2010-2012 годы, но пока непонятно, будет ли он утверждаться в трехлетнем формате или будет принят бюджет на 2010 год с финансовым планом на 2011-2012 годы.
Нестеренко добавила, что, по мнению ряда экспертов, мы входим в очень долгую фазу кризиса, который может продлиться не 1-2 года, а 10 и даже 50 лет.
Другие эксперты, в частности Минэкономразвития, считают, что экономика в конце года восстановится, сработают встроенные стабилизационные механизмы, в том числе антикризисные.
Однако невозможно предсказать, чей прогноз сбудется, поэтому необходимо провести бюджетную «перестройку» — «очевидно, что мы должны на долгосрочную перспективу пересмотреть свое отношение к бюджету и к расходным обязательствам вообще. Урок кризиса, который показывает, что бюджетная система в целом очень зависима от внешней конъюнктуры, должен привести нас к тому, что мы должны концептуально пересматривать некоторые свои обязательства».
По ее мнению, возможно, необходимо будет разрабатывать новые элементы социальной политики, достигать более эффективными способами тех целей, которые ставились при формировании социальной политики. Например, она считает, что бороться с бедностью нужно не путем увеличения выплат всем категориям льготников, а путем оказания адресной помощи именно тем, кто нуждается.
«У нас почти все население входит в какую-нибудь категорию льготников. Или ты северянин, или ты южанин, или ты в горах живешь, или в пустыне, но обязательно какой-нибудь льготник. Каждый при этом получает копейки, а кто-то при этом уже и не нуждается в помощи», — отметила замминистра.