Минфин РФ и Банк России представили проект правового регулирования цифровых технологий в финансовой сфере. По словам замминистра финансов Алексея Моисеева, регуляторы разработали рамочный документ, устанавливающий основные определения и подходы к регулированию цифровых активов. Соответствующее поручение дал осенью президент РФ Владимир Путин.
Развитие финансовых технологий и беспрецедентный интерес общества к криптовалютам, в частности, биткойну, продемонстрировали необходимость правового регулирования новых явлений — в первую очередь, для защиты интересов участников финансового рынка. В октябре президент поручил Банку России и правительству разработать регулирование криптовалют, майнинга и ICO. Соответствующие изменения в законодательство должны быть внесены до 1 июля 2018 г.
Все то время, пока шла первичная подготовка предложений по законопроекту, Минфин и ЦБ неоднократно указывали, что спекулятивный характер большинства существующих криптовалют влечет за собой высокие риски потерь для их владельцев. В случае резкого снижения курса того же биткойна, инвестор останется один на один со своей проблемой — и ни ЦБ, ни суды не смогут помочь ему вернуть деньги. К примеру, 28 декабря биткойн подешевел сразу на $1,5 тыс. (с $16 тыс. до $14,5 тыс.).
Помимо закрепления терминологии Банк России и Минфин поставили точку в длящейся несколько лет дискуссии в профсообществе относительно правового статуса криптовалют. Выступая на заседании общественного совета Минфина первый зампред ЦБ Ольга Скоробогатова объявила, что Банк России не считает и не будет считать криптовалюты расчетным или платежным средством.
Определение криптовалют
Как неоднократно заявляли и чиновники, и активисты криптосообщества, в законе необходимо дать определение, что такое криптовалюта. Невозможно ни регулировать, ни запрещать то, что не имеет законодательного определения, отмечал глава комитета по финрынками Госдумы РФ Анатолий Аксаков.
В проекте закона этот пробел будет устранен: согласно материалам к заседанию, криптовалютой признается вид цифрового актива, создаваемый и учитываемый в распределенном реестре цифровых транзакций участниками этого реестра в соответствии с правилами его ведения. При этом, как окончательно указала Скоробогатова, никакие криптовалюты не будут использоваться на территории России для расчетов или платежей наравне с рублем.
Минфин предлагает определять криптовалюты как иное имущество. Купить на них ничего будет нельзя, однако можно приобрести криптовалюту и обменять ее на другое имущество, в том числе, в рамках ICO, рассказал Алексей Моисеев.
Крипторубля не будет
И Минфин, и ЦБ одинаково негативно оценивают перспективы создания и выпуска национальной криптовалюты.
Так, Моисеев заявил, что не видит необходимости в выпуске крипторубля. Он объяснил это тем, что криптовалюта — феномен, который имеет неограниченное число эмиссионных центров, поэтому регуляторы не смогут обеспечить абсолютную надежность транзакций с данным активом.
ЦБ также отказался от идеи введения национальной цифровой валюты. Регулятору не кажется это целесообразным с точки зрения макроэкономики населения, сообщила Ольга Скоробогатова. При этом она отметила, что Банк России рассматривает возможность введения наднациональной цифровой валюты в рамках БРИКС или Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Регулирование ICO
Насколько скептически регуляторы относятся к криптовалютам, настолько положительно они оценивают перспективы и экономическую ценность сходного с ними по своей природе явления — ICO (первичное привлечение инвестиций в криптоактивах). Как и криптовалюты, ICO — «продукт» работы блокчейн-сети. Эмитент токена выпускает его, регистрирует в блокчейне и затем может продать его за рубли или обменять на криптовалюту.
Проект закона устанавливает ограничения на объем участия граждан в ICO. Те, кто не является по закону «О рынке ценных бумаг» квалифицированными инвесторами, смогут приобретать токены определенного вида на сумму не более 50 тыс. руб.
Ранее замминистра финансов говорил, что Минфин намерен ограничить максимальный размер привлекаемых в рамках ICO средств 1 млрд руб. Позднее президент Российской ассоциации криптовалют и блокчейна Юрий Припачкин предложил не ограничивать размер ICO. По его словам, это позволит привлекать в российские проекты неограниченный объем иностранных инвестиций.
Майнинг и налогообложение
Представленный сегодня рамочный законопроект содержит также и определение майнинга. Согласно документу, майнинг — это предпринимательская деятельность, направленная на создание, а также валидацию криптовалюты с целью получения вознаграждения в виде ее самой.
Министерство финансов РФ предполагает взимать налог на майнинг по аналогии с налогообложением предпринимательской деятельности, сообщил журналистам замминистра финансов Алексей Моисеев. Он указал, что заниматься им смогут индивидуальные предприниматели (ИП) либо юридические лица.
Моисеев отметил, что в самом законопроекте прямых указаний на порядок налогообложения майнинга нет, таким образом, здесь будут действовать нормы действующего налогового законодательства.
Минфин не планирует устанавливать минимальный порог объема майнинга, начиная с которого эта деятельность будет облагаться налогом, добавил замминистра. Этот вопрос будет решать Федеральная налоговая служба, исходя из соотношения расходов на организацию налогообложения майнеров и потенциальных поступлений. С точки зрения затрат ФНС настраивать весь аппарат на работу с небольшими объемами вряд ли целесообразно, отметил Моисеев.