Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) начала строительство комплекса перегрузки угля «Лавна» в морском порту Мурманск, передает корреспондент ТАСС с церемонии закладки капсулы, символизирующей начало строительных работ. В церемонии принимает участие министр транспорта РФ Максим Соколов.
Проект реализуется в рамках Комплексного развития Мурманского транспортного узла. Основной целью ставят развитие экспортно-транзитного потенциала страны, ускорение социально-экономического развития Мурманской области. Проект в целом предусмотривает развитие инфраструктуры морского и железнодорожного транспорта, логистической и складской инфраструктуры на западном берегу Кольского залива.
На первом этапе за счет средств федерального бюджета предусмотрено развитие и усиление существующей железнодорожной инфраструктуры на восточном берегу и создание новой транспортной инфраструктуры на западном берегу Кольского залива.
В результате создадут железнодорожную линию: станция Выходной — мостовой переход через реку Тулома — станция Мурмаши II — станция Лавна. Ее протяженность — 46 км, и пропускная способность — 28 млн тонн в год. Реализация первого этапа находится в активной стадии. На западном берегу реки Тулома ведутся работы по сооружению земляного полотна под железную дорогу, строительству мостового перехода, опор и подпорных стенок автодорожных путепроводов. На объекте задействовали более 1 тыс. рабочих и 450 единиц строительной техники.
За счет частных инвестиций построят современный специализированный угольный терминал «Лавна» мощностью 18 млн тонн в год и железнодорожную линию необщего пользования от станции Лавна до комплекса перегрузки угля. Объем инвестиций составляет порядка 25 млрд рублей.
Ранее замминистра транспорта, глава Росморречфлота Виктор Олерский заявил, что ведомство рассчитывает в апреле направить в правительство проект концессионного соглашения о строительстве угольного терминала «Лавна». Олерский пояснил, что сейчас идет согласование основных условий концессионного соглашения. По его словам, ГТЛК сегодня является 100% участником компании «Лавна» с пониманием того, что они в очень недалеком будущем продадут 51% акций частному инвестору.
Проект также предполагает обеспечение транспортной доступности, то есть окончание строительства участка железной дороги к 2020 году. При этом финансирует строительство концессионер или связанная с ним компания, но уже не в рамках концессии, с последующим возвратом затрат на достройку в последующий временной период после 2020 года — это 7-9 лет, добавил Олерский.
О проекте
ГТЛК в сентябре начала поиски стратегического инвестора к участию в проекте строительства комплекса перегрузки угля «Лавна» в морском порту Мурманск. Заинтересованный в участии в проекте строительства угольного терминала на правах полноправного партнера инвестор должен будет приобрести долю в проектной компании ООО «Морской торговый порт «Лавна», а также подписать договор о загрузке угольного терминала по принципу «take or pay» (предполагается, что инвестор обязан обеспечить угольный терминал грузовой базой и оплатить общую стоимость контракта).
Строительство угольного терминала «Лавна» на западном берегу Кольского залива включено в проект по развитию Мурманского транспортного узла в рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России». Угольный перевалочный комплекс мощностью 18 млн тонн в год, к которому сейчас идет прокладка железнодорожной ветки длиной 46 км, будет строиться на основе государственно-частного партнерства. Инвестором строительства угольного терминала выступает ООО «Морской торговый порт «Лавна», бенефициаром является ГТЛК.
В июне 2017 года ГТЛК и глобальный сырьевой трейдер Mercuria Energy Trading S.A. подписали соглашение о сотрудничестве в рамках проекта строительства угольного терминала «Лавна» в Мурманской области.
Государственная транспортная лизинговая компания поставляет в лизинг воздушный, водный, железнодорожный транспорт, автомобильную и специальную технику для отечественных предприятий транспортной отрасли, а также осуществляет инвестиционную деятельность в целях развития транспортной инфраструктуры России. Единственным акционером компании является Российская Федерация.