Финансовый рынок РФ показал зрелую реакцию на введение новых санкций США, избежав «неконтролируемых изменений», заявила первый зампред ЦБ РФ Ксения Юдаева на банковском форуме «Казначейство-2018».
США ввели 6 апреля новые санкции против РФ, спровоцировав на российском фондовом и валютном рынке «черный понедельник».
«В целом реакция рынков была адекватна ситуации. Волатильность на рынках активов, рынке акций, облигаций, на валютном рынке возросла. Но это не нарушило непрерывности работы рынков, не создало ситуацию неконтролируемых изменений», — сказала она.
«Можно сказать, что российский рынок продемонстрировал зрелость реакции, стабильность своей работы в условиях резкого изменения внешних факторов», — заявила Юдаева.
По ее словам, население также не проявило традиционного повышенного спроса на валюту, как это было в предыдущие периоды волатильности.
«9 апреля спрос на валюту несколько повысился, но не превысил обычной для последних месяцев дневных пиковых значений. В последующие дни мы видели даже обратную ситуацию: население активно продавало валюту за рубли. Все это позволяет сказать, что рост волатильности не создал рисков для стабильности финансовой системы», — заявила Юдаева.
На пике реакции рынка на санкции на прошлой неделе рубль опускался ниже 80 рублей за евро и ниже 65 рублей за доллар.
Юдаева отметила, что Центробанк не зафиксировал драматичной потери ликвидности на валютном рынке 9-10 апреля. «На валютном рынке мы наблюдаем достаточно сбалансированную ситуацию, постоянно были предложения на покупку и продажу валюты. Вмененная волатильность курса рубля не превысила значений, наблюдавшихся в предыдущие периоды роста волатильности», заявила Юдаева.
«В наиболее стрессовые дни — 9-10 апреля — показатели ликвидности были ниже обычного… Но опять же они были существенно лучше, чем в предыдущие периоды роста волатильности. Отсюда можно сделать вывод, что не было какой либо драматической потери ликвидности», — заявила она.
Долговая нагрузка
Банк России оценивает как высокую долговую нагрузку по необеспеченным кредитам, добавила Юдаева.
«У нас долговая по необеспеченным кредитам достаточно высока. И плюс рост кредитования опережает темпы роста доходов населения», — сказала она.
Пока, по мнению Юдаевой, рост необеспеченного кредитования носит восстановительный характер: «В 2017 году выданные кредиты характеризуется минимальным уровнем кредитного риска. И пока рост необеспеченного кредитования носит восстановительный характер. Задолженность по кредитам на 1 апреля все еще на 4% ниже максимальных уровней 2014 года. Тем не менее, нам бы хотелось чтобы рост данного сегмента оставался сбалансированным».