Электронные закладные по ипотеке начали действовать в России с 1 июля 2018 года.
?
Как ее заполнять?
Электронную закладную залогодатель и должник могут заполнить, вписав необходимую информацию в специальную форму на портале Госуслуг или сайте Росреестра.
Бумага должна содержать:
- сведения о залогодателе и о должнике по обеспеченному ипотекой обязательству;
- название кредитного договора, дату и место его заключения;
- сумму обязательства и срок ее уплаты;
- название и описание имущества, на которое был взят ипотечный кредит;
- подтвержденную заключением оценщика денежную оценку ипотечного жилья.
Документ стороны должны подписать квалифицированной электронной подписью. Затем он будет заверен подписью госрегистратора и храниться в системе депозитарного учета.
?
В чем преимущество электронной закладной перед бумажной?
Возможность оформления электронной закладной позволяет ускорить регистрацию залога при жилищном кредитовании без дополнительных действий со стороны клиента. Банк сам направит документ в Росреестр. Сторонам ипотечной сделки больше не нужно обращаться лично в МФЦ, чтобы сначала сдать документы на госрегистрацию, а затем получить их.
Также использование электронной закладной сократит время регистрации права собственности для расплатившихся по кредиту ипотечников. Ведь чтобы зарегистрировать права на недвижимость в Росреестре, им приходилось запрашивать бумажную закладную в банке и некоторое время ждать ее получения. Электронная закладная хранится в электронном депозитарии, а госрегистратор может самостоятельно внести запись о выполнении обязательств по договору ипотеки.
Также электронную закладную легко учитывать в базе данных и невозможно потерять, поскольку она хранится в виде электронной записи в депозитарии банка. Вероятность ошибки при заполнении электронной закладной сведена к минимуму: при заполнении стандартной формы система просто не пропустит неверные данные.
?
Каковы дальнейшие перспективы?
Введение электронной закладной, по замыслу кабинета министров, должно создать условия для перехода на полностью электронный документооборот при покупке жилья в ипотеку.
Кроме того, переход от бумажного к электронному документообороту позволит сократить расходы банков — от выдачи займа до его обслуживания. Это будет способствовать дальнейшему снижению ставок по ипотечным кредитам.
В конце 2017 года глава Сбербанка Герман Греф заявил о планах через три-четыре года выдавать онлайн до 80% ипотечных кредитов.
Мария Селиванова