Глава «Лукойла» Вагит Алекперов считает, что ОПЕК является дееспособной организацией. Об этом он заявил журналистам.
«В ОПЕК сохранилась смена руководителей. Это говорит о том, что члены ОПЕК настроены на будущую координацию своих действий», — сказал он в ответ на вопрос, считает ли он ОПЕК дееспособной организацией.
Он также добавил, что итоги заседания были ожидаемы.
Последнее время ОПЕК подвергается критике за отказ от своих функций по регулированию рынка. До недавнего времени единственным механизмом регулирования предложения нефти были квоты ОПЕК. Однако в конце 2014 года организация, решившая все отдать на откуп рынку, не стала сокращать свою добычу, а по результатам 2015 года даже ее нарастила. Эксперты Vygon Consulting отмечали, что такое нетрадиционное поведение регулятора, возможно, объясняется изменившейся парадигмой инвестиционного цикла в добыче, наиболее ярко проявившейся в США в результате сланцевой революции.
Исторически ключевой миссией ОПЕК являлась координация нефтяной политики ее стран — членов для поддержания справедливых цен на нефть. Картель располагает 70% мировых доказанных запасов, а также добывает порядка трети мировой добычи нефти. Нефтегазовая отрасль стран-членов представлена преимущественно национальными компаниями. Только у картеля имеется значительный уровень свободных добычных мощностей. В конце 2011 года ОПЕК перешла к регулированию суммарной добычи, установленной на уровне 30 млн баррелей в сутки и остающейся по сегодняшний день неизменной.
Эксперты отмечали, что при стремительном падении цен на нефть осенью 2014 года ОПЕК отказалась выполнять функцию регулятора. В условиях переизбытка нефти картель не только не сократил, но по факту нарастил добычу жидких углеводородов за год почти на 1 млн баррелей в сутки. Несмотря на то, что добыча организации в 2015 года превышала установленный потолок на 1,6 млн баррелей в сутки, на трех официальных встречах картеля в ноябре 2014 года, июне и декабре 2015 года не было принято решения о сокращении ее объемов.