Власти моногородов, находящихся в самой сложной экономической ситуации, намерены решить проблему занятости населения за счет создания территорий опережающего развития (ТОР) до конца года и открытия новых производств.
«Проблема моногородов — двоякая. С одной стороны, создана мощная инфраструктура и очень качественный человеческий капитал, а с другой стороны, когда кончается какой-то технологический цикл, вопрос у властей — чем людей занять», — сообщил доцент кафедры территориального развития Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ Александр Савченко.
Он привел пример успешного решения проблемы моногородов. «Если Комсомольск-на-Амуре мы можем считать моногородом, то создание там крупного технопарка проблему решило. Оттуда уезжали люди с высшим образованием, там было всего два завода, нужна была альтернатива трудоустройства на месте, причем, высококвалифицированного и неплохо оплачиваемого труда. Вот как только в Комсомольске-на-Амуре такие возможности стали создаваться, мы закрепили там кадры», — отметил Савченко.
По данным Фонда развития моногородов, в России всего 319 моногородов, где проживают порядка 15 млн жителей. Из них 99 моногородов относятся к «красной зоне», где самая сложная экономическая ситуация. Из них выделяют порядка 20 городов, находящимся в наихудшем социально-экономическом положении. Среди них — муниципалитеты в Карелии и Кемеровской области, Тольятти, моногорода в Башкирии и Коми. Власти этих городов нацелены на создание ТОР до конца года.
Для поддержания моногородов, находящихся в самой сложной социально-экономической ситуации, летом прошлого года правительство РФ утвердило создание ТОР, где предусмотрены льготные условия для привлечения инвесторов.
Монопроблема моногорода
Среди проблем, которые испытывают моногорода, — сокращение или остановка промышленного производства, экономическая депрессия, отсутствие наполняемости бюджета. Как следствие — безработица, она остается одной из ключевых проблем монопрофильных территорий. По данным Минтруда на 1 мая 2016 года, численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости в моногородах, составила свыше 139 тыс. человек.
Тему безработицы в моногородах неоднократно поднимали на федеральном уровне. Министр труда и социальной защиты Максим Топилин сообщил, что в 2015 году безработица увеличилась в моногородах на 20% по сравнению с предыдущим годом. Минтруда привел данные, согласно которым количество безработных в моногородах выросла со 102 тыс. человек на начало января 2015 года до 123 на начало 2016 года. Министр уточнил, что рост отмечен не во всех моногородах.
Директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич считает ситуацию с безработицей в моногородах не настолько критичной. «Если оперировать цифрами на конец 2015 года и брать крупные города, старые, не модернизированные, то рост безработицы заметный в трех-пяти из них. Если брать малые города, то большого роста безработицы по 2015 году нет», — отметила Зубаревич, уточнив, что всего 20 городов зарегистрировано с реальным уровнем безработицы выше 4% на конец 2015 года.
В частности, в карельском моногороде Надвоицы из-за перебоев работы градообразующего Надвоицкого алюминиевого завода уровень доходов в бюджет за последние годы сократился на треть, а жители вынуждены уезжать на заработки. Как сообщалось ранее, в 2002 году в городе проживало 11 тысяч человек, сейчас на три тысячи меньше. По словам главы Надвоицкого городского поселения Марины Гусевой, в моногороде проживает 7,9 тыс. человек, ситуация с безработицей сложней, чем в целом по республике. В поселении 4% безработных, тогда как в среднем по Карелии 2,58%.
Замдиректора аналитического департамента компании «Альпари» Наталья Мильчакова отнесла проблему безработицы к главным проблемам моногородов. Среди наиболее проблемных называет Тольятти, Кемеровскую область и Северо-Западный федеральный округ.
«По итогам 2015 года по данным Минэкономразвития, 28 моногородов находятся в тяжелом кризисном состоянии, — отметила Мильчакова. — Также достаточно проблемным в этом плане является СЗФО. В нем находится 42 моногорода, из которых 17 в кризисном состоянии. Все они разбросаны по разным областям округа, но шесть проблемных населенных пунктов сконцентрировано в Республике Карелия».
Эти выводы подтвердил полпред президента РФ в СЗФО Владимир Булавин. «К сожалению, в республике отмечается достаточно высокий уровень регистрируемой безработицы среди регионов Северо-Запада. В отдельных муниципальных образованиях этот уровень существенно превышает средний по республике. Аналогичная ситуация складывается и в ряде моногородов: Кондопога, Пудож, Надвоицы и Муезерский», — сказал Булавин.
ЭвакуаТОР из экономического кризиса
Статус ТОР приобретается на десять лет с возможностью продления на пять лет. Создание ТОР в моногородах предусматривает возможность для резидентов различных льгот, в числе которых снижение арендной платы и тарифа по страховым взносам, освобождение от уплаты налога на имущество, режим работы свободной таможенной зоны, строительство объектов инфраструктуры с привлечением бюджетных средств.
«Территории опережающего развития — сколько было альтернативных подходов и дискуссий при их создании. В итоге они пошли под российский, не под иностранный бизнес, потому что есть мера доверия (бизнеса к властям — прим. ТАСС), потому что внятные правила игры, потому что сравнительно широкая информация о них», — отметил доцент кафедры территориального развития Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ Александр Савченко.
Карельский моногород Надвоицы в ближайшие месяцы получит статус ТОР. Замминистра экономического развития Карелии Игорь Титов сообщил, что власти намерены запустить в городе пять новых производств с общим объемом инвестиций порядка 1,9 млрд рублей, среди которых текстильное, производство неметаллических минеральных продуктов, готовых металлических изделий. Планируют создать более 400 рабочих мест.
Власти Башкирии рассчитывают, что статус ТОР будет присвоен городам Кумертау и Белебею до конца года. Заявки на получение этого статуса в марте одобрила комиссия при Минэкономразвития РФ, ждут подписания постановления правительства РФ. Власти Кумертау работают с крупными инвесторами за пределами Башкирии, которые готовы прийти в моногород после получения статуса ТОР.
«У нас порядка 20 инвестпроектов на сумму около 40 млрд руб., — пояснил глава Кумертау Борис Беляев. — С осени 2016 года они могут найти свое развитие». В Белебее и Кумертау в общей сложности планируют занять до 1,6 тыс. работников.
Здесь будет город-парк
Власти монопрофильной территории Кемеровской области тоже активно работают над проектом по созданию ТОР. Как сообщил ТАСС заместитель губернатора Кемеровской области Дмитрий Исламов, ранее правительственная комиссия при Минэкономразвития приняла решение о создании ТОР в городах Юрге и Анжеро-Судженске.
«Далее Минэкономразвития готовит проект постановления о создании ТОР, который проходит согласование во всех министерствах и ведомствах. Сейчас у нас Юрга на завершающей стадии», — сказал он. Также поданы заявки еще по четырем городам — Прокопьевску, Киселевску, Калтану, Таштаголу, на очереди еще два моногорода — Мыски и Междуреченск.
Решение о создании ТОР в Тольятти уже принято, отметил вице-губернатор, министр экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Александр Кобенко. «На сегодня мы имеем уже более 40 проектов для ТОР «Тольятти» с общим объемом инвестиций более 35 млрд руб. Мы планируем только в рамках уже заявленных проектов создать более 4 тысяч рабочих мест», — отметил он. На участие в ТОР рассматривались заявки от инвесторов из мебельной, фармацевтической, химической отраслей, металлургического производства и производства строительных материалов.
Из рабочих — в швеи
Если власти вышеперечисленных территорий только планируют создать новые рабочие места за счет резидентов ТОР, то властям Пикалево Ленинградской области уже удалось решить проблему безработицы за счет создания новых производств.
«От моногородов как от наследия устаревшей советской экономики Россия отказаться уже не может, но диверсифицировать производство в моногородах вполне способна. Например, то же Пикалево сегодня диверсифицируется текстильной промышленностью, там создается индустриальный парк», — рассказала замдиректора аналитического департамента «Альпари» Наталья Мильчакова.
«Уровень безработицы в моногороде Пикалево Ленинградской области, где с 2009 года наблюдалась острая проблема с рабочими местами, является одним из самых низких в регионе и составляет 0,74%», — сообщили ТАСС в пресс-службе аппарата заместителя председателя правительства Ленинградской области по экономике и инвестициям Дмитрия Ялова. Пять лет назад безработица была в два раза выше.
Снизить зависимость города от градообразующего завода и трудоустроить значительную часть населения удалось за счет строительства новых предприятий. Швейные цеха, мощность которых составит более 80 тыс. изделий в год, займут производственные помещения площадью свыше тысячи кв. м. На предприятиях трудоустроено порядка 200 человек. На промышленной площадке в Пикалево жители также заняты на круглогодичном тепличном комбинате и заводе по производству металлоконструкций.