Мировые объемы продаж оружия выросли впервые за пять лет, при этом российские производители вооружения в 2016 году продолжили наращивать объем продаж. Об этом свидетельствуют данные доклада о положении с военным производством и экспортом в мире, опубликованные в понедельник Стокгольмским институтом исследования проблем мира (SIPRI).
Объем торговли вырос, США снова в лидерах
В 2016 году объем продаж 100 крупнейших компаний составил $374,8 млрд, что на 1,9% больше, чем в предыдущем году, и на 38% больше по сравнению с 2002-м, когда SIPRI начал следить за этой статистикой. Таким образом, 2016 стал первым годом, показавшим рост после пятилетнего спада.
Компании США увеличили свою долю в общем объеме продаж «первой сотни» на 4% — до $217,2 млрд. Причиной этого стали военные операции армии США за пределами своей страны и большие закупки американской военной техники другими государствами. Решающую роль здесь сыграл крупнейший мировой производитель вооружений — компания Lockheed Martin, показавшей рост в 10,7%, что вывело США на уровень 57,9% общего объема компаний топ-100.
«С покупкой вертолетного производителя Sikorsky в конце 2015 года и увеличением поставок военных самолетов F-35 Lockheed Martin показал серьезный рост продаж в 2016 году», — отметил директор программы вооружений и военных расходов SIPRI Од Флеран.
Крупнейшие российские компании
Авторы доклада отмечают продолжающийся рост продаж российских оборонных компаний, который, впрочем, показывает тенденцию к снижению. Общий объем поставок оружия крупнейших производителей РФ, включенных SIPRI в топ-100, увеличился в прошлом году на 3,8% и составил $26,6 млрд — 7,1% от общего объема участников рейтинга.
В первой десятке российских компаний, входящих в топ-100 SIPRI, векторы текущего развития разнонаправлены: пять компаний показали рост объемов продаж, в то время как другие пять продемонстрировали их снижение. «Общие экономические проблемы, переживаемые Россией в 2016, способствовали снижению темпов роста объема военных продаж российских компаний», — отмечает старший научный сотрудник SIPRI Симон Веземан.
Самая крупная из них, Объединенная авиастроительная корпорация, занимающая 13 строчку в топ-100, нарастила свои объемы на 15,6% по сравнению с 2015 годом и, по всей вероятности, продолжит эту тенденцию в будущем за счет российских поставок и увеличения экспорта.
Объединенная судостроительная корпорация оказалась на 19-м месте. В первую сотню также вошли концерн «Алмаз-Антей» — на 24-м, холдинг «Вертолеты России» — на 29-м, корпорация «Тактическое ракетное вооружение» — 35-м, НПО «Высокоточные комплексы» — 44-м, Объединенная двигателестроительная корпорация — 50-м. На 52-й позиции оказался «Уралвагонзавод», на 53-й — концерн «Радиоэлектронные технологии» и «Сухой», на 56-й — Объединенная приборостроительная корпорация, 63-й — корпорация «Иркут», 77-й — ПАО УМПО.
Стабильность в Западной Европе
Объемы продаж западноевропейских компаний-производителей, входящих в «первую сотню», оставались стабильными и составили в 2016 году $91,6 млрд, что лишь на 0,2% больше показателя 2015 года. Однако при этом отмечаются некоторые изменения в трендах. В то время как британские и немецкие компании наращивали свои объемы, остальные западноевропейские страны, в том числе французские и итальянские, демонстрировали некоторый спад.
По словам старшего научного сотрудника SIPRI Питера Веземана, в Германии подъем в 6,6% произошел в основном благодаря продажам бронетехники, производимой компанией Krauss-Maffei Wegmann (12,8%) и наземной техники компании Rheinmetall (13,3%). При этом оба производителя активно работали на рынках Европы, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии.
В докладе отмечается, что Brexit не сказался заметно на военных продажах британских компаний, которые по сравнению с 2015 вырос в 2016 на 2%. Оборот оборонной компании BAE Systems, находящейся на четвертом месте среди крупнейших в мире, оставался практически неизменным: рост составил всего 0,4%.
Новые производители
Что касается новых производителей из других стран, в число которых входят Южная Корея, Бразилия, Индия и Турция, то здесь лидирующее место занимает Республика Корея. В 2016 она показала рост в 20,6%, в денежном выражении ее продажи составили $8,4 млрд.
«Ощущение продолжающихся старых и возникающих новых угроз является мотором в южнокорейских закупках военной техники и наращивании темпов в обеспечении своих военных нужд за счет собственного ВПК. Вместе с тем Южная Корея поставила перед собой цель стать крупным экспортером вооружений», — отмечает Везенталь.