Банк России 10 июня может понизить ключевую ставку на 0,5 п. п. до 10,5%, ожидает большинство аналитиков, опрошенных ТАСС. Этому, в первую очередь, способствует низкий уровень инфляции. Хотя банкиры и бизнес просят более значительного снижения — на 2 п. п. Тем не менее, 40% из опрошенных экспертов остаются скептиками и уверены, что ЦБ все еще сохранит ставку без изменения, опасаясь рисков в бюджетном секторе, а также переходного процесса от структурного дефицита к структурному профициту ликвидности, который наблюдается в экономике.
Банк России вот уже 11 месяцев держит ключевую ставку на неизменной позиции. На последнем заседании 29 апреля 2016 года совет директоров ЦБ РФ также сохранил ключевую ставку на уровне 11% годовых, отметив при этом позитивные процессы замедления инфляции и положительные сдвиги в экономике. Среди инфляционных рисков, которые сохраняются на повышенном уровне, регулятор тогда назвал медленное снижение инфляционных ожиданий и неопределенность параметров госбюджета.
Ставка упадет незначительно
Большинство опрошенных ТАСС экспертов — девять из 15 — надеются, что ЦБ РФ понизит ключевую ставку на 0,5 процентных пункта.
«Существующий уровень ставки достаточно высокий. Когда даже ставка ЦБ сильно выше уровня инфляции, это уже кажется чрезмерным. Причин, которые не позволяли регулятору снижать ключевую ставку на предыдущих заседаниях, главная из которых заключается в риске ускорения инфляции, сейчас уже нет», — отметила старший аналитик по долговому рынку «УралсибКэпитал» Ирина Лебедева.
По словам главного экономиста Евразийского банка развития (ЕАБР) Ярослава Лисоволика, сейчас есть определенное окно возможностей, чтобы привести ключевую ставку в большее соответствие с макроэкономическими реалиями. Этому способствует и существенное замедление инфляции.
Так, накануне Росстат впервые в текущем году зафиксировал нулевую недельную инфляцию. В годовом выражении, по данным Росстата, инфляция на 6 июня 2016 года сократилась до уровня в 7,2%.
«В течение ближайшего квартала можно ожидать даже новой волны снижения годовой инфляции. Плюс к этому могут стабилизироваться цены на нефть. Риски нового падения цен на нефть и нового ослабления рубля тоже существенно снизились. Те риски, которые существуют, не столь сильны, чтобы сохранить ставку на прежнем уровне», — сказал главный экономист ФГ БКС Владимир Тихомиров.
В ЮниКредит Банке также ожидают от ЦБ снижения ключевой ставки, но не считают, что регулятор поменяет риторику.
«Мы не ждем, что Банк России как-либо сильно изменит риторику, поскольку регулятор остается достаточно сдержанным в оценках как текущего экономического положения, так и перспектив на предстоящие кварталы», — подчеркнул начальник управления макроэкономического анализа ЮниКредит Банка Артем Архипов.
Ставку следует снижать решительнее
Замглавы Минэкономразвития Николай Подгузов ранее отмечал, что ЦБ вполне может снизить ставку на 0,5 п. п.
«Последнее размещение (облигаций) РЖД проходило по ставке 9,85% на 15 лет — это ниже, чем ключевая ставка. Поэтому я думаю, что ЦБ в данной политике немножко позади рынка, и он будет нагонять. Если какие-то глобальные расклады в мировой экономике не изменятся, то, думаю, в июне мы можем рассчитывать на снижение ставки где-то на 50 базисных пунктов», — говорил замглавы МЭР.
По мнению президента РСПП Александра Шохина, снижение ставки на 0,5 п. п. — чисто символический жест, который ни к каким результатам, ни к позитивным, ни к негативным не приведет. «На мой взгляд, пора бы понизить хотя бы на единичку (процентных пунктов)», — заявлял Шохин.
Между тем, глава ВТБ Андрей Костин считает, что ключевую ставку надо снижать еще более решительно. «Ставку пора снижать. Надо делать это решительно, чтобы дать сигнал рынку. Мне кажется, снижать сразу надо на 2 п. п., дальше делать ее стабильной, а не постоянно на полпроцентика уменьшать», — говорил в мае Костин.
По его словам, «пока ставка снижается потихоньку, клиенты ожидают, что ставки будут дальше снижаться. Поэтому денег меньше берут».
Однако глава Сбербанка Герман Греф отметил, что высокая ставка не является основным тормозом для инвестиций. «Сейчас ставки не являются ключевым тормозом для инвестиций, причины лежат в немонетарной плоскости», — говорил он в интервью «России 24».
По словам Грефа, снижение ставки может немного простимулировать кредитование. «Но я не вижу радикального изменения ландшафта, даже если ставка упадет на 2-3 процентных пункта», — добавил он.
Ставка без изменений
В то же время некоторые аналитики сомневаются в том, что регулятор понизит ключевую ставку на ближайшем заседании. Помешать ему в этом могут геополитические риски, а также тот факт, что ставки на денежном рынке уже формируются без учета размера ключевой ставки.
«Заседание российского ЦБ состоится в преддверии важных для глобальных рынков событий — решения ФРС по учетной ставке в США 14-15 июня и референдума в Великобритании по Brexit (выходу из ЕС) 23 июня. Есть опасения, что данные события могут стать причиной для коррекции мировых рынков, в том числе и российских, добавив волатильности российскому рублю, ослабление которого является основным источником всплеска инфляции», — считает управляющий по исследованиям и аналитике Промсвязьбанка Александр Полютов.
По его мнению, из-за этих факторов для поддержания финансовой устойчивости регулятор может оставить ставку неизменной, сохранив status quo до более подходящего момента.
«ЦБ, скорее всего, не будет снижать ставку. В последние месяцы руководители ЦБ многократно выражали позицию, что в нынешней ситуации не нужно этого делать, поскольку снижение ставки имеет смысл в том случае, если оно транслируется и приводит к снижению ставок в экономике. Но ставки в экономике снижаются уже и без снижения ключевой ставки со стороны ЦБ, поэтому в этом нет сейчас особого смысла», — сказал ведущий эксперт центра развития Высшей школы экономики (ВШЭ) Николай Кондрашов.
По его словам, пока нет полной уверенности и в том, что замедление инфляции носит устойчивый характер. «Сильное укрепление рубля, произошедшее с марта по май по многим товарным позициям, создает ощущение того, что замедление инфляции может оказаться кратковременным. Также снижению ключевой ставки ЦБ препятствует и сохранение рисков в бюджетном секторе, то есть переход от структурного дефицита к структурному профициту, который завершится в этом году», — отметил Кондрашов.
По мнению заместителя начальника центра экономического прогнозирования Газпромбанка Максима Петроневича, темпы снижения рыночных ставок ЦБ, видимо, вполне устраивают.
«Среднесрочный тренд в ставках денежного рынка — снижение на 0,2-0,3 п. п. в месяц. И ЦБ пока не видит необходимости как-то ускорять этот процесс. ЦБ начнет активнее использовать инструмент ключевой ставки только в двух случаях: первый — когда ставки денежного рынка достигнут нижней границы коридора процентных ставок (сейчас этот уровень где-то 10,2% — 10,3%), второй — когда бюджетный дефицит станет меньше в случае роста цен на нефть», — сказал он.
Банка России контролирует ситуацию
«Мы видим, что процентные ставки в экономике снижаются при том, что ключевая процентная ставка ЦБ держится на неизменном уровне в течение многих месяцев. Происходит это по двум причинам: за счет снижения инфляционных ожиданий у тех, кто инвестирует на финансовых рынках, а также за счет структурного профицита ликвидности», — говорила первый зампред ЦБ РФ Ксения Юдаева, выступая на форуме Vestifinance 30 мая.
По ее словам, ЦБ не потерял управление ставками. «Сейчас меняется вся система ставок в экономике. Если раньше ключевая ставка была ставкой по кредитам, которые давал ЦБ, то в будущем это будет ставка по депозитам в ЦБ. Мы живем в период переходный от одного типа соотношения между ставкой ЦБ и ставками в экономике к другому. И в этой новой системе влияние ЦБ на ставки в банковском секторе будет таким же сильным, как оно было раньше, но выглядеть оно будет немножко по-другому», считает Юдаева.
Она отметила, что процентные ставки в российской экономике находятся на уровне таких стран, как ЮАР и Турция, но ниже чем в Бразилии. При этом инфляция в России сейчас немного выше, чем в ЮАР или в Турции, в ряде других азиатских стран.
Юдаева подчеркнула, что последовательное проведение политики инфляционного таргетирования позволяет снижать долгосрочные процентные ставки в экономике за счет изменения инфляционных ожиданий, а также за счет повышения доверия к тому, что политика будет предсказуемой, и сюрпризов со стороны инфляции будет меньше. Поэтому кредитовать можно на долгосрочный период времени.