Россия сегодня переходит на использование топлива стандарта не ниже Евро-5, однако фактически нефтяные компании завершили процесс перехода уже давно.
Согласно четырехсторонним соглашениям, подписанным Росстандартом, Ростехнадзором, ФАС и компаниями в 2011 году, нефтяники должны были полностью перейти на выпуск топлива стандарта Евро-5 с начала 2016 года, однако в октябре 2015 года было принято решение о продлении срока обращения Евро-4 до 1 июля 2016 года. Отсрочка была связана с опасениями Минэнерго в том, что компании не успеют модернизировать свои нефтеперабатывающие заводы и на рынке может возникнуть дефицит.
Полная готовность
Российские компании завершили подготовку к выпуску Евро-5 раньше установленного срока. «Лукойл» первым перешел на производство топлива стандарта Евро-5. В июле 2012 года все нефтеперерабатывающие заводы компании в России начали производство автомобильных бензинов АИ-92 и АИ-95, соответствующих только классу 5, а первая партия была выпущена в мае 2011 года.
А, например, в розничной сети «Роснефти», насчитывающей более 2,5 тыс. АЗС, с прошлого года реализуют топливо только высшего экологического класса. «В минувшем году все НПЗ «Роснефти» раньше установленного срока полностью перешли на выпуск для российского рынка автобензина и дизельного топлива высшего экологического класса Евро-5. Объем инвестиций в нефтепереработку и нефтехимию в 2015 году составил около 108 млрд руб.», — сообщили ТАСС в пресс-службе компании.
«Газпром нефть» начала производство топлива стандарта Евро-5 в 2013 году, а по итогам 2014 года 93% всего высокооктанового бензина «Газпром нефти» и 94% дизельного топлива соответствовали стандарту Евро-5. «По итогам 2015 года все топливо производства НПЗ «Газпром нефти» соответствует стандарту Евро-5″, — сказал ТАСС представитель компании. В России сеть АЗС «Газпром нефти» насчитывает порядка 1,4 тыс. станций в России и странах СНГ.
«Башнефть», планирующая к 2020 году увеличить сеть собственных АЗС до 1 тыс., завершила переход нефтеперерабатывающих мощностей на выпуск топлива класса Евро-5 в первом квартале 2016 года. Согласно открытым данным, компания с июля 2012 года продает через розничную сеть только топливо Евро-5. Основные инвестиции были сделаны в 2012-2014 годах, по итогам 2015 года стандарту Евро-5 соответствовало 95,7% произведенного автобензина и почти 100% дизтоплива. В I квартале 2016 года стандарту Евро-5 соответствовало 100% произведенного автобензина и дизтоплива.
«Татнефть» намерена в 2018 году полностью обеспечить сеть фирменных автозаправочных бензином собственного производства стандарта Евро-5, выпуск планируется начать в текущем году. Ранее генеральный директор «Татнефти» Наиль Маганов сообщил ТАСС, что в 2017 году компания выпустит порядка 1 млн тонн своего бензина, а в 2018 году увеличит производство до 1,8 млн тонн, что полностью обеспечит потребности «Татнефти». Выпуск бензина будет налажен на входящем в структуру «Татнефти» комплексе «Танеко». В данный момент комплекс выпускает преимущественно авиационное и дизельное топливо.
«Татнефть» располагает сетью из 692 фирменных АЗС, которые работают в регионах России, а также на Украине и в Белоруссии.
Дефицита на рынке автобензина нет, рост цен не ожидается
По последним данным Центрального диспетчерского управления ТЭК, производство бензина в РФ в январе — мае 2016 г. увеличилось на 0,6% по сравнению с показателем за аналогичный период прошедшего года, до 16,308 млн т.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) не видит предпосылок для дальнейшего роста цен на бензин. Такое мнение ТАСС высказал начальник управления регулирования топливно-энергетического комплекса ведомства Дмитрий Махонин. По его словам, цены на бензин в летний сезон традиционно подросли, но рынок остается стабильным. По мнению ФАС, цена в этом году на бензин «должна подрасти если и выше прошлогоднего показателя (5% — прим. ред.), то незначительно, и то это будет связано, прежде всего, с ростом акцизов».