Главная » Компании » ВТО. Вступили — теперь можно и подумать

ВТО. Вступили — теперь можно и подумать

Вступление в ВТО при отсутствии системы государственной поддержки отечественного производства может привести к утрате экономической независимости Украины
В прошлый четверг 411 голосами «за» парламент ратифицировал протокол о присоединении Украины к Всемирной торговой организации, чем завершил пятнадцатилетний период переговоров и борьбы за членство в этом клубе. Через месяц наша страна станет полноправным участником ВТО. В среднесрочной перспективе членство в этой организации приобретет чрезвычайно сильное влияние на украинскую экономику — о чем, судя по всему, пока не догадываются ни политики, ни бизнесмены.
Импорт прежде всего

Выступая с трибуны парламента, заместитель министра экономики и главный отечественный специалист по ВТО Валерий Пятницкий заметил, что после ратификации протокола для украинской экономики ничего не изменится, поскольку это лишь юридическая формальность и выражение политической воли. Все конкретные обязательства по вступлению закреплены в национальном законодательстве. Пятьдесят восемь соответствующих законов уже приняли, еще десяток будет принят и вступит в силу в ближайшее время. Самым важным из них станет закон о внесении изменений в Таможенный тариф. Среднеарифметическая ставка ввозной пошлины в целом по всей номенклатуре товаров станет меньше — 4,93% (сейчас — 6,55%). Ввозные пошлины на продовольствие уменьшатся с нынешних 13,79% до 9,11%, а пошлины на продукцию промышленности снизятся с 4,43% до 3,71%.

Самая главная новация — замена специфических импортных ставок (в зафиксированной в иностранной валюте сумме за единицу импортного товара) адвалорными (в процентах от стоимости). По расчетам Государственной таможенной службы, уменьшение тарифа должно привести к снижению поступлений в госбюджет на 186 млн долларов в год. Однако в реальности поступления, скорее всего, не только не упадут, но и вырастут. Дело в том, что до последнего времени импортеры массово ввозили товары по заниженным ценам, соответственно уплачивая низкую пошлину. Предпринятые в последнее время таможенной службой меры по борьбе с серым импортом привели к серьезному увеличению импортной стоимости товаров. А значит, поступления от импортных пошлин после их снижения вырастут за счет расширения налогооблагаемой базы.

На некоторые секторы снижение импортных тарифов может оказать серьезное влияние. В частности, пошлины на мясо и мясную продукцию снизятся с сегодняшних средних 21,5 до 12,3%, на молоко и молочную продукцию — с 24,9 до 10%, на муку и крупы — с 23,4 до 10,3%. А пошлины на готовые к употреблению продукты из мяса и рыбы упадут с 17,3 до 8,9%. Так что в ближайшее время объем импортного мяса, молока и рыбы на полках продуктовых магазинов должен серьезно вырасти, а цены — немного уменьшиться. Заметное снижение ставок произойдет также на автомобильную технику (с 10,6 до 6,3%) и мебель — с 9,6 до 3,9%. Однако не стоит забывать, что значительная часть импорта (21% продовольственных и 59% промышленных товаров) поступала из стран СНГ, с которыми у нас действует зона свободной торговли и ставка пошлины (за некоторыми исключениями) равна нулю.

Кот в мешке

Между тем процедура ратификации протокола о вступлении в ВТО имеет большее значение, чем сам факт позитивного голосования, и является ярким примером специфики как украинской политики, так и государственного менеджмента. Соответствующий протокол был подписан президентом Виктором Ющенко 5 февраля 2008 года, однако парламентарии получили документы только 3 апреля: почти два месяца понадобилось, чтобы чиновники Министерства иностранных дел и Министерства экономики перевели несколько тысяч страниц документации с английского на украинский язык. Буквально в течение двух дней — в понедельник-вторник прошлой недели — протокол рассмотрели и одобрили профильные комитеты (изучили его только в Комитете Верховной Рады по европейской интеграции). В среду документ раздали депутатам, а в четверг утром те его приняли. Парламентарии проголосовали за кота в мешке, в чем не постеснялись признаться Владимир Литвин и Александр Пеклушенко. Они, соглашаясь с необходимостью ратификации, предлагали все-таки перенести этот вопрос, чтобы лучше изучить документы. На это докладчик Борис Тарасюк заметил, что все желающие могли ознакомиться с текстом протокола уже в начале февраля. При этом он не уточнил, что протокол был вывешен не на сайте украинского правительства или парламента, а на сайте ВТО, естественно на английском языке. Кроме того, этот документ от имени правительства представил парламенту не премьер и даже не профильный вице-премьер или министр, а заместитель министра экономики Валерий Пятницкий. Просто все остальные члены правительства не в теме, да и недосуг им этим заниматься — выборы мэра Киева на носу. Действующие импортные пошлины в Украине Такое легкомысленное отношение правительства и депутатов к столь важному делу как вступление в ВТО, очень симптоматично. С одной стороны, политики понимают, что вступление в организацию — вопрос политически решенный. С другой стороны, на теме ВТО — в отличие, к примеру, от темы НАТО — очень сложно заработать политический рейтинг как противникам, так и сторонникам либерализации торгового режима. Перечень законопроектов, которые необходимо утвердить в рамках вступления во Всемирную торговую организацию Сам отчет рабочей группы по вступлению в ВТО ярко свидетельствует об отсутствии осознанной политики во внешнеэкономической сфере у последних шести правительств, начиная от Кабинета Виктора Ющенко 2000–2001 годов и заканчивая действующим правительством Юлии Тимошенко. В частности, в Украине до сих пор не создана законодательная база об экспортных субсидиях в приоритетных для страны отраслях. Очень мало разработано законов об ограничении импорта и экспорта в нужных для государства областях. Импортные пошлины у нас в большинстве своем намного ниже «средних по ВТО». Законодательство о государственной поддержке экономики есть, но его большая часть позаимствована из документов советских времен. Во многих сферах и отраслях последние три года украинские предприятия уже конкурируют с импортом по правилам ВТО: весной 2005-го было ликвидировано большинство льгот и преференций для отечественной промышленности — судостроения, самолетостроения, танкостроения и так далее. Между тем все это время отечественных экспортеров продолжали дискриминировать на зарубежных рынках из-за того, что формально Украина членом ВТО не является.

Бизнес без поддержки

Теперь у нас подешевеют мексиканская текила и индийский чай, а нашим химикам и металлургам станет проще отбиваться от антидемпинговых расследований. Однако в масштабе национальной экономики это не столь значительные вещи. Главное,что даст Украине вступление в ВТО — ее начнут замечать в штаб-квартирах транснациональных корпораций (ТНК). Она станет не просто быстро растущим рынком сбыта, но и площадкой со знакомыми для ТНК условиями ведения бизнеса. В конце концов во многих секторах экономики, ориентированных на конечное потребление, произойдет то же, что и в банковской отрасли — массовый приход иностранного капитала. Помимо этого, после вступления в ВТО наша страна станет удобным плацдармом для завоевания рынка России и других стран СНГ, которые еще не стали членами мирового торгового клуба. Таким образом, сможет заработать выгодная цепочка: сырье или полуфабрикаты ввозятся в Украину, где перерабатываются/собираются и потом экспортируются в Россию (Казахстан, Белоруссию, Узбекистан). Если так все и случится, РФ, которая уже утверждает, что Украина вступила в ВТО на невыгодных условиях, поставит вопрос ребром о ликвидации зоны свободной торговли между нашими государствами. Обязательства по средним предельным импортным пошлинам, взятые на себя странами в рамках ВТО Именно в этой плоскости — низкой конкурентоспособности украинского бизнеса перед лицом транснациональных корпораций — лежит главная опасность от вступления нашей страны в ВТО. До последнего времени отечественный предприниматель был защищен не только маленьким объемом внутреннего рынка, но и коррупцией на таможне, запутанной системой налогообложения и непрозрачным рынком земли вкупе с многочисленными нетарифными ограничениями. Вместе с увеличением доходов граждан, началом наведения порядка на таможне и ликвидацией протекционистских запретов исчезают и конкурентные преимущества национального бизнеса. После недостаточно подготовленного вступления в ВТО на фоне борьбы с олигархами и начатой прозрачной приватизацией у нас есть все шансы пойти по пути стран Центральной Европы, которые в свое время отказались от развития национального бизнеса и отдали все ключевые секторы экономики под контроль иностранцев. Единственная альтернатива — скорейшая разработка и реализация национальной торговой и промышленной политики, совместимой со стандартами ВТО. Одним из документов в рамках мирового торгового клуба является соглашение о субсидиях и компенсационных мерах, в котором описан механизм дозволенной государственной помощи экономикам странчленов организации. В частности, соглашение разрешает и никак не ограничивает применение неадресных субсидий промышленности. Под ними понимается субсидия или налоговая льгота, которая предоставляется на основании объективного критерия (например, числа наемных работников или объема годовой выручки) и не создает преференций для отдельных предприятий. Кроме этого, разрешены экспортное кредитование и страхование за счет государства по недискриминационным ставкам и применение любых механизмов, создающих равные условия для работы иностранных производителей и отечественных экспортеров. Чтобы использовать механизмы ВТО, нужны квалифицированные государственные менеджеры, а их у нас пока единицы.

Однако правительство, занятое реализацией разнообразных социальных проектов, даже не думает о выстраивании системы государственной помощи бизнесу. Принятый пять лет назад указ президента «Об основных направлениях конкурентной политики» и решение правительства об утверждении Концепции перестройки системы государственных субсидий, которые предоставляются отраслям экономики, и Концепции государственной промышленной политики всеми забыты и не выполняются. Базовый закон в этой сфере — «О государственной помощи» — затерялся в недрах Антимонопольного комитета.

Между тем многие страны, вступившие в ВТО в последние двадцать лет, делали акцент не только на снижении таможенных пошлин и обновлении регуляторного законодательства, как это делает Украина, но и параллельно создавали современную систему государственной поддержки приоритетных отраслей экономики. О необходимости разработки подобных проектов в прошлый четверг говорили и в парламенте. В частности, народный депутат от Партии регионов Ирина Акимова предложила внести изменения в бюджет для финансирования мероприятий по адаптации экономики Украины к требованиям ВТО. Более того, парламентарии даже приняли решение, которым обязали правительство в месячный срок разработать комплекс мер по адаптации экономики к новым условиям. Однако оптимизма это не добавляет. И дело не в том, что правительство не успеет подготовить необходимые законопроекты — все документы разработаны и оформлены еще в 2003–2004 годах. Просто высокие чины из Кабмина, которые рассуждают о том, что в торговых сетях слишком высокая норма прибыли и что в предпринимательской среде окопались спекулянты, раскручивающие инфляцию, явно не понимают, что национальный бизнес нужно активно поддерживать уже сейчас. Когда это прозрение придет, может быть поздно.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Никакой ускоренной процедуры по вступлению Украины в ЕС не будет

Об этом заявил министр-делегат по европейским делам при Министерстве иностранных дел Франции Клеман Бон в ...