ОАО «Российские железные дороги» могут закончить 2017 г. с убытком в 142,4 млрд рублей.
Таков прогноз самой РЖД, компания сделала его для межведомственной рабочей группы, накануне ее заседание провел зампред правительства Аркадий Дворкович, сообщает газета «Ведомости».
По данным собеседника издания, знакомого с расчетами РЖД, эти 142 млрд — так называемый нулевой вариант финансового плана, рамочный показатель. В нем учтены все возможные риски будущего года, в том числе падение экономики, ухудшение ситуации на мировых рынках, отсутствие роста погрузки и так далее. Такой предельный стрессовый сценарий формируется ежегодно, отметил собеседник.
Представитель Минэкономразвития уверяет, что РЖД не грозит убыток даже без индексации тарифов. А федеральный чиновник знает, что цифра актуальна. Представительница Дворковича отказалась от комментариев.
По данным «Ведомостей», в 2017 г. РЖД прогнозирует продолжение негативных тенденций в перевозках: низкодоходных грузов (уголь, нерудные материалы) будет больше, пробег порожних вагонов увеличится. Доход РЖД в 2017 г. составит 1,24 трлн рублей, на 0,2% выше прогноза 2016 г., если тариф вырастет на 4,5% (прогноз индексации), а грузооборот — на 13,8 млрд тонно-километров, или на 0,5%.
Но этого мало для безубыточности. РЖД может получить прибыль в 10 млрд рублей в 2017 г., если ей удастся оптимизировать расходы на 50,3 млрд рублей и получить 17,6 млрд рублей в виде дивидендов от «дочек», прибыли от перевозок на МКЖД и проч. Еще 40 млрд рублей РЖД надеется получить, если будет продлено действие экспортной надбавки к тарифам. Надбавка 13,4% сроком до января 2017 г. введена из-за девальвации рубля в 2014 г, но с тех пор отменена для энергетических углей и металлургической продукции.
Если экспортную надбавку отменят, РЖД предлагает дополнительно индексировать тарифы в 2017 г.: на контейнерные перевозки и перевозки в полувагонах грузов 1-го и 2-го класса — на 4,2%, для грузов 3-го класса — на 2,2%, для порожнего пробега — на 2,75%. Если и такая мера не будет принята, РЖД предлагает индексировать тариф за порожний пробег на 10%. (Сейчас убыток РЖД от перевозки порожних вагонов — 63,5 млрд рублей в год). Еще 40 млрд рублей принесет изменение в тарификации нефтяных грузов.
Если указанная точечная индексация тарифов вступит в силу, тарифная нагрузка на производителей щебня увеличится максимум на 10,3 рубля за тонну, на угольщиков — на 21,4 рубля, а на производителей черных металлов — на 52,1 рубля, отмечает издание. Транспортная составляющая в цене грузов также изменится незначительно: для щебня — на 0,9 процентного пункта — до 33,8%, для энергетического угля — на 0,6 п. п. — до 19,3%, для металлов — на 0,1% п. п. — до 5,2%, сказано в презентации.
По данным аналитиков, в 2016 г. ярко проявились структурные изменения в грузовой базе — у РЖД стало больше дешевых грузов и меньше дорогих, кроме того, компания предоставляла скидки на некоторые грузы в зависимости от расстояния, что привело к снижению эффективной доходной ставки с 7,5% до 2,8%. То же самое продолжится и в 2017 г., полагают эксперты, что действительно может привести к формированию у РЖД значительных убытков. Однако прогнозируемый убыток, по их мнению, завышен по меньшей мере в полтора раза.