Украинский «Нафтогаз» заинтересован в том, чтобы и после 2020 года заниматься транзитом российского газа. Главный коммерческий директор украинской компании Юрий Витренко подтвердил это в понедельник, отвечая на вопросы корреспондента ТАСС после выступления на семинаре «»Нафтогаз» и будущее энергетического сектора Украины» в Атлантическом совете США в Вашингтоне.
«Да, заинтересована, — сказал он. — В настоящее время мы планируем переговоры; мы просто не можем пока договориться о месте».
При этом он заметил, что переговоры состоятся «в ближайшее время». А интерес компании связан, «в частности, с решением Стокгольмского арбитража, в котором сказано о том, что стороны должны пытаться договориться по части вопросов на базе тех принципов, которые определил арбитраж».
Как жить без транзита
Как напоминали участвовавшие в семинаре американские специалисты, к 2020 году Украине необходимо перезаключить контракт на транзит российского газа. На просьбу пояснить, что будет с его компанией, если этого не произойдет, Витренко ответил: «Если мы не договоримся с «Газпромом» и если европейские компании не будут покупать газ на российском рынке и сами заказывать услуги украинской ГТС (газотранспортной системы — прим. ТАСС), то в такой ситуации, естественно, спроса вообще на транзит через территорию Украины мы не ожидаем».
«Поэтому нам приходится говорить о том, что мы вынуждены изменять тариф, который мы сейчас применяем по отношению к транзиту, из-за того, что мы вынуждены насчитывать так называемую «ускоренную амортизацию» , — продолжал украинский специалист. — Потому что мы не ожидаем заказов, и нам надо амортизировать нашу ГТС не за 15 лет (это срок ее остаточного физического использования), а за оставшиеся 3 года — срок экономического использования ГТС».
«А поскольку тариф, который мы считаем обязательным и в Европе, и на Украине, должен отражать все затраты, включая полную амортизацию, тариф будет пересмотрен с учетом ускоренной амортизации, — заявил Витренко. — «Газпром» должен заплатить сейчас больше, потому что потом он вообще не будет ничего платить».
Планы выхода на первичное размещение акций
Ранее по ходу самого выступления главный коммерческий директор «Нафтогаза» упоминал, что «через пару лет» компания предполагает выйти на первичное размещение своих акций (IPO). На вопрос корр. ТАСС, как на это можно рассчитывать, если как раз в это время под сомнением будет находиться главный источник доходов компании — российский транзит, Витренко ответил, что ГТС должна быть выведена из состава «Нафтогаза». «Когда мы говорим о готовности к IPO через два года, мы имеем в виду готовность без транспортировки газа», — сказал он по-английски.
Далее специалист принялся рекламировать возможности своей компании на разных направлениях — от добычи и транспортировки газа и нефти до развития «зеленых» технологий. «Когда мы говорим об IPO, то имеем в виду именно эту сторону бизнеса», — подчеркнул Витренко.
Ответ на «Северный поток-2»
Он отвечал на семинаре на все вопросы, но со вступительным словом выступал высший руководитель «Нафтогаза» Андрей Коболев. Он, в частности, заявил, что его делегация приехала в Вашингтон, чтобы «агитировать за украинский ответ на «Северный поток-2″», т.е. на проект нового газопровода, поддерживаемый Россией, Германией и рядом других европейских стран.
«Мы считаем, что наш лучший ответ на стремление Европы построить «Северный поток-2″ — это вариант, который может предложить Украина», — сказал Коболев. «Наша система втрое мощнее, она надежна, а в партнерстве с европейскими компаниями должна быть гораздо лучшим вариантом для Европы», — добавил он. Ранее он пояснял, что «партнерство» должно заключаться в «совместном управлении» украинской ГТС.
Позиция администрации Трампа
В поддержку «украинских реформ» на семинаре выступала заместитель помощника госсекретаря США по энергетической дипломатии Робин Данниген. «Украина на верном пути, — сказала она. — И правительство США будет и впредь выступать заодно с Украиной в ее стремлении к реформам».
На просьбу кратко изложить подход действующей администрации Дональда Трампа к энергетической внешней политике сотрудница Госдепартамента ответила: «Международная энергетическая политика администрации Трампа опирается на три ключевых столпа. Это, прежде всего, устранение барьеров для торговли энергоресурсами в глобальном масштабе, во-вторых, — обеспечение энергетической безопасности себя самих, а также наших партнеров и союзников, в-третьих, — продвижение энергетического экспорта США по всему спектру, включая ресурсы, технологии, сырье, услуги и т.д.»
Применительно к Украине, по словам американки, это означает поддержку «открытого конкурентного и прозрачного рынка», бороться на котором могли бы «все компании, включая американские».
В данном контексте Данниген добавила «пару слов о России и российском газе». «США никогда не выступали против поставок российского газа в Европу, — утверждала она. — Российский газ может и должен быть — и будет — составной частью европейской энергетической картины. Но мы всегда также говорили, что, как и все остальные, россияне должны играть по рыночным правилам».
Сославшись на высказывания Трампа, вице-президента США Майкла Пенса и госсекретаря Рекса Тиллерсона, дипломат завершила ответ словами: «Наша приверженность Украине нерушима».
Ранее пресс-секретарь Белого дома Шон Спайсер объявил, что во вторник ожидается встреча вице-президента Пенса с президентом Украины Петром Порошенко.